3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ящик пандоры; Сколько стоил бензин в СССР

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Примеры зарплат и что можно было купить

Цены в СССР способны очень удивить современную молодежь, которая может судить о них только по рассказам представителей старшего поколения. В данной статье мы приведем некоторые стоимости товаров или суммы зарплат после реформы 1961 года в СССР.

Примеры заработных плат различный категорий сотрудников:

  • Бухгалтер в бaнке – 120 рублей
  • Учитель – 132 рубля
  • Водитeль троллейбуса – 140 рублей
  • Старший преподаватель (который не имел ученой степени) – 170 рублей
  • Судья – 210 рублей
  • Лейтeнант – 230 рублей
  • Доцент (имеющий ученую степень) – 320 рублей.

Одного рубля хватило бы в то время, чтобы оплатить:

  • 4 бухaнки белого хлеба (весом около килограмма)
  • полноценный комплексный обед в столовой
  • 33 стакана лимонада с сиропoм
  • поездку автостопом на 100 километров
  • 50 звонков, совершенных из телефона-автомата
  • 5 стаканчиков мороженого «Пломбир» или 10 стаканчиков молочного мороженого
  • 100 коробков со спичками
  • 5 литров разливного молока
  • 2 бутылки довольно приличного пива
  • 20 пoхoдов в кино на дневной сеанс
  • 8 пачек сигарет «Памир»
  • в конце лета 6 килограмм арбуза или 3 килограмма дыни
  • одно суточное койко-место «дикарем» на юге в курортный сезон
  • 5 походов в мужскую баню или парикмахерскую

За три рубля можно было позволить себе:

  • обед на одного в ресторане
  • хорошую книгу
  • обед на 5-6 человек в школьной или заводской столовой
  • игрушку отечественного производства
  • бутылку неплохого вина (например, «Крымского»)
  • пачку импортных сигарет
  • культпоход всей семьей в выходной день (включая перекус)
  • если такая сумма была у ребенка в кармане, другие дети ему жутко завидовали

За пять рублей человек мог приобрести или оплатить:

  • бутылку водки (с закуской)
  • килограмм вырезки с рынка или два килограмма мяса из магазина
  • поездку на такси
  • килограмм хороших конфет
  • почти всю квартплату на семью

Десять рублей:

  • стоимость различных бытовых услуг
  • сумма, которую обычно занимали до получки, о ней также уже не стыдно было напомнить человеку, одолжившему деньги
  • цена дорогой технической или настольной игры (игрушки)
  • цена огромной палки дорогой колбасы

Двадцать пять рублей обеспечивали человеку:

  • кутеж в ресторане «по полной»
  • услуги дорогой проститутки
  • билет на самолет (местные авиалинии)

Пятьдесят рублей составляла:

  • стоимость подросткового велосипеда
  • стипендия студента-хорошиста
  • маленькая пенсия
  • профсоюзная путевка на 2 недели в Приэльбрусье (30 рублей)
Читайте так же:
Как подключить магнитолу Сони через блютуз?

Сто рублей:

  • сумма месячной зарплаты инженера-выпускника ВУЗа (оклад в 120 рублей)
  • стоимость авиабилетов в обе стороны на юг
  • сумма хорошей пенсии

Далеко не все можно было найти на полках советских магазинов, даже если вы хорошо зарабатывали.

Читайте также:

Советский ЗиЛ-130

Автор: Владимир · Published 2014-07-25

Штирлиц — Народный герой

Автор: Владимир · Published 2015-04-12

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Автор: Владимир · Published 2015-02-14

комментариев 13

blankАлександр :

Самолет до СПб 17р.50к. И летел он быстрее чем нынешние самолеты. Билет на поезд до СПб 7р. Самый дорогой билет на теплоходе Москва-Астрахань в люксе-67 р. Месячный единый проездной по Москве на все виды транспорта — 3 р. Билет в кинотеатр — 10 коп на вечерние сеансы, премьеры фильмов — 20 коп. Коренной житель, по Москве много чего можно было купить. Дети отдыхали в пионерских лагерях все лето, по бесплатным путевкам от профкома предприятий. Часто катались по Москве и каналу Москвы на пароходах, «Ракетах» и «Метеорах». Всего не перечесть.

blankАлександр :

Киловатт электроэнергии 4 копейки, литр бензина 4 копейки, яйца 90 копеек 1-й категории, и в магазине напротив моего дома продуктов был огромный выбор особенно рыба мясо молоко и молочные товары. А в хлебном отделе всякие булочки ватрушки трубочки с кремом, язычки, эклеры и т.д. — не перечесть. Мороженное и напитки на улицах в огромных кол-вах. Стояли автоматы с газированной водой: вода бесплатно, холодная газировка без сиропа 1 копейка с сиропом 3 копейки. Качество и свежесть продуктов было таким, что организм быстро насыщался, и человек чувствовал прилив сил. В аптеки редко кто ходил, но лекарства были очень эффективные с минимумом побочных действий, в отличии от современных препаратов и почти все без рецепта. Много делали лекарств на заказ, индивидуально.

blankВадим :

Выпечка была замечательная, бензин в 1982 уже стал стоить 30 копеек за один литр, продукты хорошие были только на рынке, очереди были бешеные, особенно в Москве, тотальный дефицит на всё… Зато, когда отстоишь за финскими сапогами, счастья было немерено! А лекарства, да, были дешевые, и что-то даже лечили, но гонялись всегда за импортными, ибо технологии уже отставали.

blankИван :

литр 92 го -30 копеек

blankалекс :

Да уж не дай Бог больше такого, зп 100 рублей и пенсию 25. Тогда когда телевизор стоил 700р, сапоги 175, машина волга 3000, вот интересно кто же это мог иметь это все на такую зп. Такого издевательства нам больше не надо.

blankМирон :

Ну сейчас то гораздо лучше. ЗП 15-30000 машина нормальная 1500000. Цены на продукты космос а их качество дно! Бензин уже почти 50р за литр. Коммуналка бешеная.

blankВадим :

Мирон, эк Вас занесло то батенька! — машина нормальная, нет уж, сравнивайте жигули с жигулями — 400000 стоят, можно и дешевле. И это жигули с какими никакими, а современными прибамбасами. Тогдашний оклад инженера с опытом 180-200 умножаем на 20 и получаем жигули. Вами указанный оклад (средний) 22500 умножаем на 20 и получаем 450000 вполне себе жигули. Так что не надо песен про счастливое вчера с передёргиванием

blankИван :

так раньше у тебя машины и не было
а з/п 15 000 только у лодырей

blankИван :

Хрень городить не надо. В 1986-1987 годы г. Саратов оплата однушки в 40 кв.м + свет + вода + газ + телефон = 8.50 руб. и это при пенсии 80 — 120 руб., редко у кого в городе пенсия была больше или меньше. А вот зарплаты у инженера 120 и выше, на заводах и фабриках 160 — 350, были зарплаты и по выше. Странно одно — машина Волга на самом деле не 3000 стоила, а больше 15000, жигули около 8000, так что за 7-8 лет скопить было можно, если жить на пенсию жены или мужа. А вот телевизор и холодильник в среднем по моему 700 — 1200.
Можно привести массу примеров + и — тогда. Но остановив сегодня 100 человек той эпохи я думаю, что более 70% вернулись бы за той пенсией и зарплатами, ценами на продукты, лекарства, бензин и платёжками за квартиру.
А ещё люди помнят квартиры которые им давали бесплатно при работе на производстве или они могли построить в кооперативе на свою зарплату. Даже при той мнимой средней зарплате в 34-36000, о которой нам твердят в правительстве, после оплате ЖКХ — 3-4000 Однушка, продуктовой корзине — 500 руб/день, транспорт + лекарства+ минимум одежды 3-5000, развлечения 2-3000, да мало ли на что ещё необходимо — итого в остатке 10-15000.
А ну попробуй сегодня купить свою квартиру — НЕТ.
Вам Алекс хватит только что то снимать, если вы не живёте в квартире родителей.

Читайте так же:
Что означает на панели приборов Trip A?

blankХромой Сильвер :

вы период с 1921 го по 1991 взяли.

минимальная пенсия была 35 руб и это у тех, кто нигде не работал…
и Волга, никогда не стоила 3000

blankВячеслав :

Да в 70-80годы было лучше зарплата была 150руб. Качество товара отличное купить можно было все но нужно было побегать по магазинам или проще съездить в Москву и ку пить сразу все то нужно

blankЕлена :

Много в статье переврано и приукрашено. Стипендия в медицинском институте была 28 рублей, а повышенная 33 рубля. Зарплата врача- 110 рублей, такая же — у инженера. Жили очень бедно, купить одежду себе или детям было не на что- перешивали из старья. Еле-еле сводили концы с концами и как правило за неделю до получки занимали на еду деньги у соседей.

blankХромой Сильвер :

а соседи были фарцовщики?или семечки на углу продавали? у них то откуда.
если как правило за неделю, то вы один разок шиканули в Интуристе и потом регулярно не хватало… ))))

Советский автодефицит: как это было

Дилерские шоу-румы ломятся от автомобилей, скидки достигают чуть ли не 80%, но мы все равно едва ли можем позволить себе новую машину. Нет денег, достаточных для покупки в новых условиях с дорогой валютой. В СССР все было иначе. Деньги были, но не было машин.

Несмотря на то, что заводы и фабрики «одной шестой суши» работали практически в три смены, настоящим бичом советской экономики стало такое печальное явление, как дефицит. Нет, планово-административная экономика все рассчитывала правильно. Но товары народного потребления, к числу которых относились и автомобили с аксессуарами, распределялись через базы и фонды, которые решали, кто именно из тружеников может приобрести товар.

Денег в стабильно работающем государстве было много, желающих их потратить – тоже. И даже такой новый феномен, как массовый и относительно доступный автомобиль, в середине семидесятых годов довольно быстро исчез из свободной продажи именно по той причине, что платежеспособный спрос в СССР был большим.

Ситуация усугублялась тем, что та социальная прослойка, которая имела доступ к приобретению «благ», была не прочь на этом хорошо подзаработать. Именно поэтому во многих сферах дефицит искусственно раздували до таких масштабов, что про него потом слагали настоящие легенды и фельетоны. Чего стоит хотя бы одна реприза Аркадия Райкина про тот самый «дифсит».

azlk_mixed_1.jpg

Купить нельзя ждать

Для того, чтобы приобрести вожделенные Жигули, например, недостаточно было просто накопить 6 000–7 000 рублей (до знаменитого подорожания 1979 года «копейка» стоила 5 500 рублей). Поскольку всегда находились те, кому эти автомобили были более «положены» по статусу – например, передовики производства, ударники коммунистического труда и ветераны войны.

Union_car_posters_02.jpg

Впрочем, отстояв в «заводской» (то есть при фабрике или заводе был свой фонд, которому эти авто выделялись) очереди 5–6 лет, можно было стать владельцем искомой «классики». Правда, машина могла оказаться такого цвета, над которым даже дети смеялись, но что делать! Москвичи, Запорожцы и Нивы периодически даже можно было приобрести свободно – конечно, если речь идёт про относительно благополучные застойные семидесятые.

Если же было желание стать владельцем машины «немедленно», то приходилось рассматривать подержанный автомобиль, который нередко стоил дороже нового (!) в магазине. А что вы хотели? Зато быстро.

vaz_2121__niva__2.jpg

В отдельных случаях новую машину можно было приобрести без всех этих проблем – например, после длительной загранкомандировки, за время которой можно было заработать и скопить необходимую сумму, причем не в «деревянных», а в так называемых «чеках» – инвалютных рублях.

Читайте так же:
Как определить что главный тормозной цилиндр Перепускает?

Трудности эксплуатации

Купить машину – это полдела. Ведь дальше на ней нужно было ездить! А для этого был необходим бензин, остальные смазочные материалы, расходники.

Проще всего было с бензином. Отстояв в очереди на АЗС, можно было заправить хотя бы литров 10-20, чего советским гражданам хватало на больший период, чем сейчас. Ведь многие ездили далеко не каждый день.

scaldia_408.jpeg

А вот с расходными материалами дела обстояли намного хуже. В магазине на того, кто задал невинный сейчас вопрос «свечи зажигания есть?», смотрели как на марсианина. Просто «прийти и купить» нельзя было почти ничего. Иногда выручали друзья-знакомые, которые за небольшую мзду позволяли «достать» искомые запчасти у «правильных» людей.

Справедливости ради стоит отметить, что иногда детали «всплывали» в свободной продаже – пусть и на очень короткое время. Это называлось забавным словом «выбросили». Тот, кто «успел подобрать», мог стать счастливым владельцем пары-тройки шин. Потом, правда, оказывалось, что шины производства какой-нибудь «золотозубой» республики были сделаны из «пластилина» и буквально разваливались на ходу.

В семидесятых годах владельцы Жигулей испытывали большие проблемы с распределительным валом – деталь считалась остродефицитной, и немало советских инженеров искали свои способы реставрации распредвала, я уже писал об этом подробно в статье про превращение Fiat-124 в ВАЗ-2101. Хуже было другое – из-за отсутствия в свободной продаже нужного антифриза или тормозной жидкости многие даже технически грамотные автомобилисты были вынуждены пропускать регламент по замене. Это приводило к преждевременному выходу из строя тормозных цилиндров, водяных насосов и многих других узлов и агрегатов.

vaz_2107_-lada-_7.jpg

Именно поэтому, «достав» резину, аккумулятор или даже обычное моторное масло, советский автовладелец становился по-настоящему счастлив. Конечно, это не касалось тех, кто имел прямой доступ к тем самым «базам и фондам», на которых это все делилось и затем перепродавалось втридорога.

Настоящей же катастрофой было ДТП. Приобрести кузовщину, оптику и стёкла на СТО было практически невозможно, а без них нельзя было ни отремонтировать машину, ни ездить на ней. Бывало, что некоторые машины из-за отсутствия «лобовухи» или капота стояли по несколько месяцев.

Воровство поневоле

Понятно, что такая ситуация породила воровство автомобильных деталей. Снимали все! Зеркала, «дворники», фары, стёкла, колеса, а еще – сливали бензин. Именно поэтому почти у любого владельца был «джентльменский набор» против злоумышленников – быстросъемные крепления зеркал, «секретки» на колесах, замки на бензобаке и специальные стопоры на фарах и лобовом стекле. К слову, сегодня история с воровством оптики повторяется – причем не как фарс, а как вполне себе трагедия даже для состоятельных россиян, у которых воруют фары с Туарегов и Кайенов.

azlk_427__moskvich__1.jpg

Чтобы противостоять не только ворам, но и угонщикам, машины были оснащены различными механическими и электронными «противоугонками». Спросом пользовались не только банальные выключатели «массы», но и своеобразные «иммобилайзеры», прерывающие искру в случае неправильных действий водителя.

Советы бывалых

Советские автомобилисты проявляли смекалку и старались восстановить детали всеми возможными способами. К примеру, многие переделывали масляные фильтры в разборные, подбирая для замены фильтрующий элемент из подручных материалов. Для того, чтобы компенсировать выход из строя конкретной банки в аккумуляторе, его распиливали на отдельные части (!) и собирали из нескольких негодных аккумуляторов один более-менее приличный. Такими «советами бывалых» делились, их собирали в отдельные папки – словом, Страна Советов оправдывала своё название и в автомобильной сфере. Сейчас можно относиться к таким ухищрениям с определенной долей иронии, но автомобилистов той эпохи можно понять – если новую деталь негде было взять, приходилось выкручиваться по мере возможностей.

azlk_moskvich_408ie_3.jpg

Несмотря на изложенные выше сложности, в СССР относились к автомобилю с большим уважением. Он был даже большей ценностью, чем недвижимость, поскольку квартиру можно было получить бесплатно, даже улучшая со временем жилищные условия. Характерная деталь: советские автовладельцы (пусть часто и невольно) были настоящими автомобильными энтузиастами – они относились к автомобилю не как к банальному средству передвижения, а как к семейному достоянию и социальному явлению, которое навсегда изменило их мир. Ведь современные панъевропейские путешественники из России являются прямыми наследниками тех, кто лет 30-40 назад покорял просторы СССР, становясь при этом опытным автолюбителем.

От первого лица

Борис Полажинец, инженер (с 1984 по 1990 год начальник КБ военного завода)

Читайте так же:
Где находится лямбда зонд на ваз 21099?

Я приобрел свой первый автомобиль в 1983 году. Это был ВАЗ-21013, который удалось купить «за чеки» после возвращения из длительной командировки на Кубу.

В первые годы старался ездить очень мало, поскольку запчастей и расходников в продаже практически не было, поэтому приходилось беречь ресурс автомобиля по максимуму. К чести Жигулей, они практически не ломались – правда, из-за «просроченного» антифриза как-то заклинил водяной насос. Еще много хлопот доставляли шины и аккумулятор, купить которые свободно я смог только в Венгрии в 1989 году, когда у нас немного «приоткрылся» железный занавес.

original-p6241380.JPG20151203-18376-1ymc45b.JPG

original-p8261378.JPG20151203-18376-3ybex0.JPG

Отсутствие запасных частей в те времена старались компенсировать аккуратной эксплуатацией и тщательным уходом. Машину берегли, как могли, поскольку её покупали «словно на всю жизнь». А у многих, к слову, все так и произошло.

Стоимость в 80-х годах

До Первой мировой в России баловались табаком мало. Однако война внесла коррективы, и за папиросу взялись все, независимо от сословия. Революция добавила дефицит, и власти, опасаясь бунта со стороны народа, начали активно поднимать табачную промышленность.

До окончания Второй мировой в стране не производили сигарет – лишь табак, махорку и папиросы. Познакомившись с продукцией Германии и союзников, в СССР также решили наладить производство. Однако фильтр появился в 1966 г. – это была Ява, выпускаемая на московской фабрике.

Через 10 лет, к 1976 г., страна вошла в тройку мировых лидеров, уступив США и Китаю.

Справка! Основное отличие папирос от сигарет заключается в качестве бумаги. У первых она не тлеет, что приводит к затуханию при отсутствии затяжек.

Смотрите 10 интересных фактов об истории табачной промышленности в Союзе:

Советская продукция

Изделия с табаком производства нашей страны были намного дешевле импортных. Лучшие виды изготавливали в Москве, Киеве и Кишинёве.

Таблица 1. Сигареты СССР, руб.

МаркаЦена
Прима, Дымок, Беломорканал0,14
Памир0,12
Беломорканал с фильтром, Астра0,16
Космос, Столичные, Ява в мягкой упаковке0,30
Космос, Ява, Столичные, Ленинград в твердой пачке0,60
Экспресс, Киев, Львив, Ленинград0,40
Золотое руно, Союз Аполлон жесткий0,80
Malrboro (Кишинёв)1,5

Источник: форумы и блоги с воспоминаниями

Рабочие и другие граждане с низкооплачиваемыми профессиями курили более дешевые марки, такие как Прима, Беломорканал. Средний класс – инженеры, врачи, учителя ‒ предпочитали Яву и Столичные.

Рис. 1. Советские табачные изделия

Рис. 1. Советские табачные изделия

Импортная продукция

Стоимость зарубежных сигарет могла быть как выше, так и ниже. Все зависело от производителя.

Таблица 2. Цены, руб.

Источник: Блоги и форумы с воспоминаниями граждан Советского Союза

Табачные изделия, выпускаемые в капиталистических странах, были редкостью и продавались только в «Березке» (легально), куда доступ имели далеко не все. Нелегально их покупали у спекулянтов, летчиков или моряков.

Рис. 2. Кубинские

Рис. 2. Кубинские

Надо сказать, что стоимость сигарет в СССР была одинаковая по всей стране. Она зависела от марки и типа пачки.

Желанные товары 1970 годов

Конечно в 1970 годах были такие товары, которые запали в душу населению. За ними готовы были гоняться и стоять в долгих очередях. Одними из них были французские духи. Впервые импортные парфюмы в Советском Союзе появились в начале 1970 годов и моментально обрели популярность среди женщин. Тогда их стоимость была около 20 рублей, но найти в советских магазинах такие духи было крайне сложно, поэтому многое переплачивали, чтоб получить желанный флакон. Тогда на пике популярности были духи Diorissimo от Dior и Climat от Lancôme. Также можно было встретить и более дешевые импортные духи: «Пани Валевска» польского производства и болгарские «Сигнатюр».

Цены и зарплаты в СССР в 1970 годах

Духи «Пани Валевска»

Еще большой популярностью пользовалась декоративная косметика, особенно импортная. Советские косметические бренды по качеству были порядком ниже чем заграничные, но импортную косметику достать было практически невозможно. Женщины могли обрести продукт мечты либо только по связям, либо обратившись к спекулянтам. Из отечественной косметики востребованным, но труднодоступным был карандаш для подводки век «Косметика» и матовая пудра «Ленинград».

Также в 1970 годах небывалой популярностью обладали меховые шапки, высокие сапоги-чулки, капроновые колготы. А за хорошие афганский дубленки, особенно цветные с красивыми узорами, люди с радостью готовы были отдать сумму, что равнялась нескольким месячным зарплатам. Еще были очереди на автомобили. Пробыв в очереди 5-6 лет люди могли приобрести себе новый хороший автомобиль. В то время ГАЗ-21 стоил около 5500-6000 рублей, а «Жигули» — все 8000 рублей. За время ожидания в очереди и при том уровне зарплат, такая сумма на момент совершения покупки находилась с легкостью. В крайнем случае можно было занять деньги у знакомых и родственников. Тем более одной машины на семью вполне хватало.

Читайте так же:
Как подключить телефон с неработающим экраном компьютера?

Сколько стоил Запорожец

Стоимость Запорожца в СССР равнялась 20-25 месячным заработкам среднестатистического рабочего или служащего. За два года простая советская семья с двумя работающими членами, живущая экономно, вполне могла позволить себе подобное приобретение.

Сколько же он стоил?

Стоимость Запорожца в разные годы и в перерасчете на 2021 год.

1. В 1961 году эпохальный автомобиль стоил 1 800 рублей, что соответсвует 190 тыс. рублей сегодня. В это же время ГАЗ-21 стоил 6 000 рублей.

2. 1967 – 2 200 р (230 000 р).

3. 1971 – 3 000 р (315 000 р). ГАЗ-21 стоит уже 9 000, ВАЗ-2101 – Жигули «копейка» продается по цене 5 200 р.

4. 1976 – 3 500 р (370 000 р). Москвич 2140 стоил в этот год 6 800 р.

5. 1980 – 5 750 р (500 000 р).

6. 1984 – 5 600 р (585 000 р). ВАЗ 2107 стоит 10 000 р, Нива – 10 300 р.

7. 1988 – 3 900 р (410 000 р). За Москвич 2140 советские граждане платили 8 000 р.

История автомобиля

Первое «горбатое» чудо советского автопрома сошло с конвейера в 1959 году. История существования автомобиля ЗАЗ насчитывает 35 лет. В 1994 году продукт был полностью снят с производства, так как за столько лет так и не смог стать предметом гордости автомобильной промышленности. На смену «горбатым» пришли «ушастые» модели. Другими словами, транспортное средство было не совсем обычным и у многих людей вызывало улыбку, даже иронию. Однако доступная цена сделала ЗАЗ популярным и даже в какой-то степени народным автомобилем. При своих миниатюрных размерах и смешной форме запорожец отличался необычайной выносливостью.

Особенности Запорожца

Ироничных имен этот «шедевр» советского автопрома имел много:

· пырзик и так далее.

О Запорожце ходило много анекдотов, в которых обязательно фигурировали ЗАЗ, Мерседес-Бенц и «братки» в красных пиджаках. В общем, автомобиль заслужил внимание и любовь народа. Даже на летней резине «чебурашка» с легкостью преодолевал заснеженные участки, справлялся с расквашенными деревенскими дорогами, буквально летал по ухабам. Проходимость у груженого у Запорожца была невероятно высокая и никак не вязалась с его внешним видом. На нем возили все, вплоть до стройматериалов.

При этом «жужик» был совершенно неприхотлив и практически никогда не подводил, чего нельзя сказать о Москвиче, речь о котором пойдет в другой публикации. Владельцу ЗАЗ всего-то и нужно было: время от времени промывать карбюратор, доливать масло, следить за контактами прерывателя. Кстати, двигатель у Запорожца находился сзади, в чем и заключалось главное его отличие от остальных транспортных средств.

В салоне малогабаритного авто всегда было тесно, двери закрывались со звонким шумом и требовали сильного размаха. Колени у высокого водителя были возле подбородка. Но все эти минусы тают с учетом целого списка преимуществ.

Цена народного автомобиля

В 60-х годах Запорожец стоил 2000 ± 200 рублей. Средний заработок же гражданина СССР в те годы составлял 90-120 рублей. То есть машина была бюджетной. Но в 80-х его стоимость удвоилась, тогда как зарплата служащих и рабочих возросла всего на 30-35%. Инвалиды ВОВ получали народный автомобиль с ручным управлением бесплатно, но продать они его не могли.

В конце 1991 года цена Запорожца возросла до 6 300 рублей. В лихие 90-е машина стала актуальной только для пенсионеров. Сегодня раритетные авто тюнингуют, снабжают карбюраторами от автомобилей ВАЗ и даже турбинами от мощных пылесосов типа «Буран». После такого апгрейда Запорожцы превращаются в оригинальные «спорткары» для сельской молодежи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector