1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности проверки АКБ нагрузочной вилкой

Особенности проверки АКБ нагрузочной вилкой

Аккумулятор – это одно из важнейших устройств в системе автомобиля. АКБ (автомобильная аккумуляторная кислотная батарея) – должен работать удовлетворительно, так как, его главная функция – запуск двигателя, он является источником энергии для бортовой сети. При покупке машины, часто проверкой состояния АКБ пренебрегают, а это неправильно. Ведь исправное оборудование – это залог безопасности на дороге. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой – хороший способ избежать негативных последствий в будущем.

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Как проверить автомобильный аккумулятор

Известно несколько видов ревизии АКБ: тестером, вилкой и зарядочником. Особое внимание уделяется визуальному осмотру корпуса батареи.

Осмотр корпуса

Тщательный осмотр корпуса даст возможность найти различные дефекты, окислы на выводах и оценить уровень загрязнений поверхности батареи. Данная проверка обязана проводиться регулярно, так как от чистоты аккумулятора напрямую зависит его функционирование.

Процедура не займёт много времени, ведь достаточно поднять крышку капота авто. Если на поверхности АКБ обнаружится грязь, следы масла или пыль, удалить это следует немедленно, используя ветошь. Особое внимание уделяется при осмотре клеммам, так как плохие контакты приводят к окислению. Батарея осматривается вокруг на наличие мелких и крупных трещин и других повреждений.

Проверка плотности электролита

Второй способ проверки аккума. Подразумевает отсоединение клемм и установку источника питания на ровной поверхности. Затем делается так:

  • отвинчиваются крышки банок;
  • проверяется уровень жидкости внутри — он должен быть выше края свинцовых пластин на 8-12 мм.

Ареометр или специально градуированная трубка дадут возможность провести более точный замер.

Вот как это делается с помощью трубки:

  • прибор помещается внутрь какой-либо банки до самого дна;
  • после чего закрывается пальцем верх трубки, и прибор резко вытаскивается.

Норма уровня электролита должна составить 10-15 мм.

А вот как с помощью ареометра:

  • берётся проба электролита из любой банки;
  • измеряется значение в г/см3.

Нормальное значение — 1,28 г/см3.

Проверка мультиметром

Данный способ проводится и на работающем и на остановленном двигателе. Мультиметром называют специальный прибор, измеряющий напряжение. Стоит он недорого. Рекомендуется приобретать цифровой вариант тестера, так как работать с ним проще.

Итак, вот какие показатели бывают на мультиметре, при снятии значений на работающем ДВС:

  • 13,5-14 В — норма;
  • 14,2 вольта и больше — свидетельство низкого заряда аккумулятора и работы генератора в усиленном режиме;
  • 13,4 вольта и меньше — проблема с аккумулятором, он не заряжается.

Первые два значения, включая и повышенный заряд, говорят о нормальном состоянии АКБ. Несмотря на то, что заряд аккумулятора низкий, генератор подаст на него необходимый ток, и значение нормализуется. Такой показатель, как правило, бывает зимой, когда батарея за ночь разряжается из-за холода. Кроме того, в морозные дни электроника априори даёт больше заряда на АКБ. В этом нет ничего плохого, если с электрооборудованием машины всё в порядке. Уже через 10 минут напряжение нормализуется и встанет на отметке 13,5-14 В. А вот, если оно не сбрасывается, что тоже происходит, хотя и редко, начинается кипение электролита. Причина в постоянно высокой величине тока.

Читайте так же:
Где находится вин номер на Ниссан Теана?

Мультиметр или тестер

Третий случай, когда значение тока ниже 13 В. В данном случае АКБ не может нормально зарядиться. Очевидно, что измерение должно проводиться при полностью обесточенных потребителях. Не должна быть включена акустическая система, оптика или отопление, иначе показатели нельзя считать верными. Как правило, низкий ток аккума (ниже 13 В) говорит о проблемах с генератором. Также возможно, что окислились выводы батареи, поэтому рекомендуется прочистить их шкуркой, а затем снова снять показания.

Ещё один способ проверки:

  • заводится двигатель;
  • выключаются все источники потребления;
  • измеряется напряжение на АКБ, оно должно быть в пределах 13,6 вольта;
  • включается ближний свет фар;
  • замеряется ток аккумулятора, который должен немного упасть (0,1-0,2 В);
  • включается автомагнитола, затем кондиционер, печка и каждый раз нужно мерить напряжение тестером — оно должно периодически падать на 0,1-0,2 В.

Если падение тока значительное, это говорит о неисправном или «полурабочем» генераторе. Скорее всего, на нём изношены щётки. Кроме того, при всех включённых потребителях напряжение не должно падать ниже отметки 12,8 В, иначе аккум не держит зарядку и требует замены или ремонта.

Что касается диагностики на остановленном ДВС с помощью мультиметра:

  • показатель менее 11,8 В — батарея разряжена;
  • 12,5-13 В — нормальное значение.

Также в этом случае можно судить о степени заряжённости аккумулятора:

  • 12,9 В — зарядка на 90%;
  • 12,5 В — 50%;
  • 12,1 В — 10%.

Замер вольтажа на остановленном моторе имеет свои нюансы. Так, если снимать показания сразу после остановки двигателя и на следующий день, показатели будут разниться.

Проверка нагрузочной вилкой

Подобная система диагностики является более эффективной, так как позволяет точнее определить работоспособность АКБ. Чтобы проверить состояние батареи, надо соединить нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Важный момент: время присоединения прибора не должно превышать 5 секунд, если измерения проводятся под нагрузкой.

Известно два способа тестирования этим прибором. Дополнительная нагрузка не предусматривается в первом случае, но измерения должны проводиться не ранее, чем через 7 часов после остановки мотора. За это время не должна быть включённой и АКБ. Измерения проводятся так:

  • аккум полностью отсоединяется от авто;
  • вилка подключается к выводам батареи;
  • снимаются показатели.

О 100-процентном (идеальном) заряде аккумулятора можно судить по значениям 12,6-12,9 вольт. Критический показатель, свидетельствующий о нулевой зарядке АКБ — 11,5-11,8 вольт. Если ток падает ниже 9 вольт, можно судить о ненадёжном источнике внешнего питания. Рекомендуется купить новый.

Читайте так же:
Как сделать поиск в чате Вайбер?

Нагрузочная вилка

Более профессиональная проверка подразумевает тестирование под нагрузкой. Однако это не стоит делать, если есть возможность получить данные вышеописанным способом, так как можно навредить аккумулятору. Кроме того, метод измерения нагрузочной вилкой под нагрузкой проводится в том случае, когда были получены максимальные данные по заряду, но аккум всё равно функционирует нестабильно.

Проверка с использованием нагрузки — это наиболее точный результат, так как даётся возможность смоделировать похожие условия, отображающие работу машины.

Дополнительная нагрузка, подсоединяемая к вилке, должна соответствовать параметрам, прописанным в инструкции. Значения снимаются на пятой секунде измерения, и прибор после этого сразу же надо отключить. О 100-процентом заряде АКБ можно судить по значению выше 10,2 вольт. Критическая цифра — ниже 7,8 вольт.

Рекомендации, которых надо придерживаться в процессе измерения:

  • не пугаться появления искр при соприкосновении контактов со знаков минус;
  • не давать дополнительную нагрузку дольше 5 секунд;
  • осуществлять повторное измерение через 5 минут, но не раньше;
  • считать аккумулятор непригодным, если напряжение просаживается под нагрузкой при повторном измерении.

Видео: как пользоваться нагрузочной вилкой

Проверка с помощью зарядочника

Если имеется зарядное устройство со шкалой, проверить АКБ можно и без вольтметра. Процедура эта несложная, и новичок может справиться. Главное — зарядочник не нужно подключать к сети 220.

Делается это так:

  • зарядник соединяется с клеммами АКБ — плюс на плюс, минус на минус;
  • устройство включается;
  • считываются показания.

Существуют также другие способы проверки. Например, сегодня многие производители устанавливают на аккумуляторы специальные датчики, дающие возможность следить за уровнем заряда. При этом стандартные значения указываются на корпусе батареи.

Неплохой результат может дать проверка с помощью фар. Включается ближний свет на холодном моторе. Если в течение 5 минут яркость светового пучка не спадает, АКБ в порядке. Подобный тест, только уже со звуковым сигналом вместо фар, также даёт возможность определить силу тока. Нужно при включённом зажигании пару раз посигналить. Если звук клаксона постоянно громкий, всё с батареей нормально.

Интернет-магазины, торгующие автомобильным оборудованием, предлагают множество конструкций приборов для диагностики АКБ. Они отличаются внешне по дизайну, по уровню измеряемого напряжения, точности замеров и пр.

Необходимо знать, что нагрузочная вилка, применяемая для проверки кислотных АКБ, отличается от аналога, используемого для контроля напряжения щелочных батарей.

В паспорте прибора должно быть указано значение силы тока, допустимое для измерения НГ. В большинстве случаев ампераж варьируется в пределах от 1 до 12 А. За счёт подобной гибкости удастся проконтролировать не только батарею в целом, но и отдельные банки, если это позволяет сделать конструкция источника питания. Рекомендуем ознакомиться с популярными моделями:

  • Э 107 УХЛ 4. Актуальна для многих автомобильных аккумуляторов. В конструкции предусмотрен вольтметр со шкалой до 20 В. Нагрузка сопротивления лимитирована 0,1 Ом. При таких параметрах прибор может эксплуатироваться в диапазоне до 100 А.
  • НВ-Б. Аппарат является универсальным, так как может тестировать батареи как кислотного, так и щелочного типа. Применяется для интервала напряжения 0–3 В. Подойдёт для замеров отдельных банок, а не батареи.
  • HB-01. Применяется для автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением до 15 В. Отличается высокой точностью показаний, так как погрешность не превышает 2,5% при возможной нагрузке до 200 А. Измерения можно проводить в температурном диапазоне от -30 до +60 0 С.
  • BH-01. Измеритель работает с источниками питания до 15 В. Замеры рекомендуется проводить при положительной окружающей температуре. Между тестированиями необходимо делать паузы не менее 15 секунд.
  • Орион НВ-03. Данная модель обладает более современным жидкокристаллическим дисплеем, в отличие от встроенных стрелочных вольтметров в некоторые нагрузочные вилки. В наборе присутствуют две разные по сопротивлению нагрузки. Агрегат способен работать с напряжением до 16 В и силой тока до 200 А.
  • HB-04. Устройство рассчитано на применение как для легковушек с питание до 12 В, так и для более мощной техники с батареями до 24 В. Класс точности прибора обеспечивает минимальную погрешность не более 0,5%. Также дополнительным преимуществом служит возможность мониторинга отдельных банок на 2 В.
Читайте так же:
Как подключить наушники к ноутбуку Делл?

Зачем проверять АКБ вилкой

Особенно важно делать это для тех, кто покупает автомобиль с рук. Но не стоит забывать о том, что проверка должна быть в комнатной температуре (от 20 до 25 градусов). Автомобиль должен быть прогрет, нельзя проверять АКБ у машины, которая только что долго простояла на морозе.

Однако, даже если речь об абсолютно новой батарее, таковую стоит иногда проверять с помощью нагрузочной вилки. Это даст представление об:

  • степени заряженности АКБ;
  • необходимости проведения десульфатации или отсутствии таковой;
  • состоянии батареи в целом.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Правильно проверить заряженность батареи прибором довольно просто, при желании эту процедуру сможет освоить каждый автолюбитель. Главное выполнить ряд условий и следовать инструкции. Проверка состояния источника питания осуществляется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.

Подготовка к тестированию АКБ

Чтобы получить корректные результаты, надо обязательно выполнить следующие требования:

  1. Прибор переносной. Организовать снятие показаний можно и под капотом автомобиля, не вынимая аккумулятор. Главное соблюсти температурный режим: измерение должно проходить при температуре +20ºС – +25ºС. В противном случае, устройство придется перенести в отапливаемое помещение. Холодный аккумулятор проверять нельзя.
  2. Источник питания надо отсоединить от автомобиля.
  3. После последней работы двигателя должно пройти как можно больше времени, но не менее семи часов. Удобно делать измерения после ночного перерыва.
  4. У обслуживаемого АКБ пробки необходимо открутить.
  5. Следует проверить уровень электролита, при необходимости требуется пополнить дистиллированной водой.
  6. Клеммы АКБ должны быть чистыми, без следов коррозии и окисления.

Алгоритм проверки без нагрузки

Выполнив выше перечисленные условия, можно приступить к тестированию. Название первого метода говорит само за себя: снятие показаний происходит без включения сопротивления:

  • положительный вывод нагрузочной вилки – кабель с клеммой – присоединяется к плюсу аккумулятора;
  • щуп – отрицательный вывод прибора – касается минуса АКБ;
  • по табло или шкале вольтметра фиксируют уровень напряжения;
  • по таблице определяют уровень заряда.
Читайте так же:
Что будет если не менять масло в кпп?

Таблица соответствия напряжения батареи на холостом ходу степени ее заряда выглядит следующим образом:

Значение напряжение, Вольт12,6–12,912,3-12,612,1-12,311,8-12,111,5-11,8
Заряд, %100755025

Обследование с нагрузкой

Проверка с нагрузкой применяется только для устройств, показавших стопроцентный заряд на первом этапе и довольно редко, поскольку может навредить аккумулятору.

Выполняются следующие действия:

  • на основании инструкции по эксплуатации прибора подключается нагрузка;
  • как и в первом случае, нагрузочная вилка подключается к клеммам источника энергии: плюс к плюсу, минус к минусу;

Внимание! При касании щупом полюса АКБ происходит сильное искрение, так как в месте соединения протекает ток большой величины. Это нормальное явление.

  • показания при проверке под нагрузкой снимаются на пятой секунде, вилку необходимо немедленно отключить;
  • если аккумулятор исправен и уровень его заряда больше половины, значение напряжения должно превышать 9 вольт.

Если показания меньше необходимого, надо повторить эксперимент после полного заряда накопителя. Отсутствие изменений говорит о неисправности устройства. АКБ следует утилизировать.

Оценить степень заряженности можно по таблице соответствия:

Значение напряжение, Вольт>10,29,698,4<7,8
Заряд, %100755025

Внимание! При проверке с применением нагрузки металлические детали (щуп и спирали) очень сильно нагреваются. Следует быть аккуратным, чтобы не получить ожог.

Проверка АКБ без нагрузки при помощи нагрузочной вилки

Самая простая вилка позволяет обследовать уровень заряда батарей на 12 вольт, а также АКБ большей мощности. В первом случае используется одно нагрузочное сопротивление на вольтметре, во втором – оба. Схема проверки аккумулятора без нагрузки такова:

Фото нагрузочной вилки для проверки АКБ, akumulator.by

  • На клеммах АКБ определяют напряжение без применения нагрузочных сопротивлений. Чтобы сделать такие замеры, следует не эксплуатировать автомобиль не менее семи часов (не подавать ток на батарею, заглушить мотор).
  • Не используя нагрузочное сопротивление (спираль), соединяют клемму аккумулятора со знаком «+» с аналогичным зажимом на нагрузочной вилке.
  • Штырем вилки со знаком «-» проверяют напряжение на минусовой клемме АКБ.

На фото - проверка напряжения АКБ нагрузочной вилкой, drive2.ru

Полученные значения говорят водителю о том напряжении, которым характеризуется разомкнутая цепь батареи. Эти значения необходимо сравнить с нормативными для того, чтобы установить уровень заряженности (разряженности) аккумулятора. При показаниях вольтметра от 11,5 до 11,8 В АКБ находится в полностью разряженном состоянии, от 11,8 до 12,1 В – она заряжена примерно на 25 %, от 12,1 до 12,3 – зарядка на 50 %, от 12,3 до 12,6 В – на 75 %, от 12,6 до 12,9 В – на 100 %.

Читайте так же:
Можно ли оформить страховой полис в Мфц?

Выбор измерительного прибора

При выборе нагрузочной вилки учитываются важные параметры, в том числе тип, характеристики АКБ, конструктивные особенности, необходимые для применения. В частности, прибор, имеющий на корпусе два заостренных контакта, подходит для оценивания 6-вольтовой аккумуляторной батареи и 12-вольтовой батареи, имеющей внешнее соединение банок.

Помимо технических характеристик, устройства различаются на группы по назначению, индикации, результатам измерений, функциональным возможностям.

По назначению они бывают двух типов:

  • для батареи с наружным соединением — представляют форму вилки с контактами большого сечения стержневого или плоского вида;
  • для батареи с внутренним соединением элементов — имеют стержневой контакт на корпусе и выносной контакт на конце провода.

Чтобы получить результат измерения индикации, применяются устройства двух вариантов:

  • стрелочные;
  • цифровые.

Цифровая нагрузочная вилка с жидкокристаллической панелью, либо светодиодным индикатором, является более точным, технологичным и скоростным прибором с привлекательным эргономичным дизайном. Но в ценовом сегменте он дороже стандартных и в бытовом применении не обладает особыми преимуществами перед другими моделями изделий.

Ярким примером является цифровая модель НВ-04 с двумя спиралями, подходящая для измерений тягового и автомобильного аккумулятора 24 В. Точно провести измерения позволяет таймер, на котором выставляется время. А упрощенному использованию способствует легкая коммутация спиралей. Сверхмощный прибор имеет коррозиестойкое покрытие. Его используют в профессиональных целях, в том числе в автомастерских, на СТО.

К универсальным вариантам относятся конструкции с токовой нагрузкой 200 А. Они, как правило, имеют два типа нагрузочных сопротивлений (100 А и до 200 А, если параллельно подсоединить), и обозначаются 100/200 или 100+100 А. Также на рынке приборов сегодня имеются более мощные приборы с 3-мя сопротивлениями, расширяющие измерения с повышением точности показаний. При работе с современными конструкциями батарей, имеющими внутренние соединения банок, применяется вилка с выносными одним или двумя контактами в виде штырей.

По советам экспертов, сопротивление рассчитывается с учетом необходимой токовой силы. Чтобы деталь не повредилась, следует выбирать подходящую мощность, а не продавливать при измерении окислы, желательно концы контактов заострить. Время работы измерительного устройства не должно превышать указанного в инструкции, чтобы не допустить его поломки. Как сделать нагрузочную вилку для аккумулятора своими руками, читайте здесь →

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector