4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему падают башенные краны

Почему падают башенные краны

Статистика аварийности башенных кранов не радует. То при монтаже обрушится конструкция, то трос не выдержит груза, то при сильном ветре возникает эффект «парусности», и весь кран буквально валится набок.

На днях на одной из столичных стройплощадок произошло очередное ЧП с участием башенного крана. Рухнула в котлован стрела – огромная стальная махина. По иронии судьбы произошло это на печально известной Ходынке. Пострадал человек, в тяжелом состоянии его доставили в институт Склифосовского.

Мы решили разобраться, почему порой так ненадежны грузоподъемные механизмы, работающие на наших стройках. А в качестве эксперта пригласили заместителя начальника управления Государственного строительного надзора Владимира Чернышева, который предоставил нам уникальную, по-настоящему эксклюзивную информацию.

Самые громкие аварии последних лет

Картина аварий с участием башенных кранов, действительно, впечатляет. Вспомним наиболее громкие из аварий последнего времени.

19 сентября 2009 года в г. Хабаровске на строительной площадке по ул. Слободская-Шеронова при подъеме башенным краном металлоконструкций балконного ограждения на 24-й этаж строящегося здания произошла их расстроповка. Упавшие металлоконструкции смертельно травмировали двух разнорабочих, которые работали под перемещаемым грузом на уровне 1-го этажа. В качестве причин несчастного случая были названы нарушение правил строповки и обвязки груза, перемещение груза во время нахождения под ним людей, допуск к работе неквалифицированных, необученных и неаттестованных лиц.

Другой случай. 15 августа 2010 года в г. Санкт-Петербурге на строительной площадке жилого комплекса «Юго-Западная Приморская часть, квартал 20» в результате внезапных порывов ветра произошло падение двух башенных кранов КБ-415. Один из них в этот момент проходил техническое обслуживание, а другой перемещал груз массой 2 т. Крановщица одного из кранов получила травмы. Причины аварии – отсутствие штормового предупреждения об усилении ветра на высоте, а также нахождение обоих кранов с заторможенными механизмами поворота, что является грубым нарушением производственных инструкций.

Еще одно ЧП. 18 января 2012 года на строительной площадке жилого дома в г. Одинцово Московской области при проведении монтажных операций по наращиванию секций башенного крана Potain MD-208 произошло падение верхней части крана с монтируемой секции с высоты 69 м. В результате были смертельно травмированы монтажник и машинист крана. Причины несчастного случая – нарушение технологии монтажа башенного крана и недостаточная квалификация персонала (к производству работ по монтажу были допущены работники, не прошедшие соответствующего обучения).

По тем же причинам 4 октября 2012 года случился групповой несчастный случай на стройплощадке по ул. Синявского в г. Москве. При перестановке кабины с 6-й на 9-ю секцию башни башенного крана КБ-514 произошло падение кабины, что привело к гибели монтажника и крановщика.

По-настоящему жуткая авария случилась 26 мая 2013 года на объекте строительства многоэтажного здания, расположенного по ул. Ленина в г. Кирове. В условиях сильного порывистого ветра башенный кран КБ-408.21 (владелец – ОАО «Кирово-Чепецкое управление строительства») начал движение по рельсовым путям в сторону соседнего жилого дома. В конце кранового пути кран ударился о тупиковые упоры, снес их и начал заваливаться по ходу движения. Башня и стрела крана упали на жилой дом, разрушив 8 балконов и повредив припаркованные рядом с домом автомобили. Причины аварии – ветровая нагрузка, превышающая допустимую для нерабочего состояния крана, а точнее, штормовой порыв ветра скоростью 32 м/с, в 1,5 раза превышающий допустимую нагрузку, установленную заводом-изготовителем для данного типа кранов.

И, наконец, еще один пример, иллюстрирующий трагическую статистику. 19 апреля 2013 года на площадке объекта строительства жилого дома в г. Сургуте машинист башенного крана POTAIN-MDT-178 (владелец – ЗАО «Запсибинтерстрой») решил самостоятельно устранить неисправность крана, но при этом допустил разгерметизацию гидрооборудования и утечку гидравлического масла из гидросистемы. Из-за того, что секция, на которой находился машинист крана, не была зафиксирована монтажными «пальцами», при разгерметизации гидросистемы произошло движение монтажной секции вниз с высоты 17-го этажа по направляющим роликам. На уровне 12-го этажа падающая секция ударилась об анкерные крепления крана и остановилась. Во время удара секции машинист крана, не пристегнутый к конструкциям крана монтажным поясом, упал на землю, получив при этом смертельную травму. В то же самое время двое рабочих, поднимавшихся по лестнице крана, не удержались на лестнице и упали вниз с высоты около четырех метров от основания крана, получив при этом травмы различной степени тяжести. Здесь причинами аварии и группового несчастного случая являются несанкционированное вмешательство машиниста крана в систему гидрооборудования, грубое нарушение производственной инструкции, неудовлетворительная организация производства работ и осуществления производственного контроля.

Техника изношена до предела

Самая частая причина аварий – это, конечно, нарушение техники безопасности и целого ряда пунктов должностных инструкций. Но есть и другая важная составляющая аварийности.

– Основной причиной снижения уровня промышленной безопасности подъемных сооружений является все-таки большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс, – признается заместитель начальника управления Государственного строительного надзора Владимир Чернышев. – Из 240 402 единиц крановой техники отработали свой срок 154 239 единиц. Средний износ техники составляет 64,2%. Это, конечно, очень большая цифра.

На сегодня в 74 тыс. «подведомственных» Ростехнадзору организациях эксплуатируется 811 тыс. грузоподъемных механизмов – лифты, подъемники, фуникулеры, эскалаторы, канатные дороги. 240 тысяч из них – грузоподъемные краны.

До 2008 года крановый парк России сокращался на 5–10 тысяч единиц в год. В 2008 году впервые был зафиксирован прирост кранового парка – аж на 10 тысяч кранов. Но с 2009 года, увы, тенденция сокращения вновь продолжилась. В 2013 году после кратковременного улучшения ситуации количество грузоподъемных кранов уменьшилось в общей сложности на 3550 единиц.

– Проблемы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов связаны с мерами по преодолению старения основных фондов, технологий и технических устройств, – убежден наш собеседник.

Читайте так же:
Как ездить на погрузчике

Свою лепту в аварийность вносят и низкие темпы реконструкции устаревших производств, несвоевременная замена оборудования, средств контроля и автоматизации на новые образцы, отвечающие требованиям и нормам промышленной безопасности.

Специалисты называют пять основных факторов риска, влияющих на показатели аварийности грузоподъемных механизмов:

1. Высокая степень износа основных производственных фондов оборудования и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

2. Низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

3. Нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки и переподготовки специалистов, недостаточный уровень знаний требований промышленной безопасности.

4. Неустойчивое финансовое положение многих организаций, недостаточное выделение владельцами средств на выполнение мероприятий, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, на подготовку и переподготовку кадров, на привлечение квалифицированных специалистов и работников, создание привлекательных условий для работы.

5. Недостаточное осуществление надзорных функций на объектах, где эксплуатируются подъемные сооружения, которые входят в перечень критически важных и находятся в частной собственности. Данный вопрос требует детальной проработки с последующим четким законодательным закреплением полномочий за Ростехнадзором.

Кто виноват и что делать

Как же привести подъемные устройства в соответствие с требованиями промышленной безопасности? Здесь нужна огромная планомерная работа. Ее составные части – проведение экспертно-диагностических обследований, дооснащение необходимыми приборами и устройствами безопасности, проведение капитально-восстановительных ремонтов.

Впрочем, скажем честно, что на практике эти вопросы решаются очень сложно. Часто именно на эти профилактические меры денег в бюджете строительных организаций вообще не заложено.

За проблему безопасности строительной техники всерьез взялось государство. В 2013 году началось формирование нормативно-правовой базы в сфере надзорных функций, которые осуществляет Ростехнадзор.

Были внесены существенные изменения и поправки в законодательство о промышленной безопасности. Так, Федеральным законом от 04.03.2013 №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесены поправки в Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Изменения коснулись классификации опасных производственных объектов, формирования принципов риск-ориентированного надзора за соблюдением эксплуатирующими организациями требований промышленной безопасности.

Необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, установлены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности («Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533). Этот документ опубликован 24.02.2014 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и вступил в силу с 07.03.2014. В настоящий момент Ростехнадзор ведет работу по наполнению данного документа руководствами безопасности.

Будем надеяться, что эта работа принесет конкретные плоды, в том числе отраженные и в статистике аварийности строительных кранов.

Суть работы монтажника строительных машин и механизмов

Когда говорят о монтажниках, обычно представляют рабочих, собирающих вышки сотовой связи или высотные дома из железобетонных перекрытий. Однако есть в этой отрасли совсем иная категория специалистов – сборщики строительных машин.

Такие рабочие также должны уметь собирать:

лебедки и мачтовые подъемники;

камнедробильные и дробильно-сортировочные установки;

различные станки для правки, резки и сгибания труб;

асфальтоукладчики и бетоноукладчики;

землесосные снаряды и проч.

Впрочем, наиболее тяжелой (и самой востребованной) является специализация сборщиков башенных кранов. Профессия эта интересная, но при этом ответственная и опасная, поэтому обучают ей отдельно. В чём суть работы монтажника? Если вкратце: грамотно и в определенном порядке разобрать кран, закрепить на грузовых платформах, перевезти на новое место, а затем снова собрать его, как конструктор.

Операция занимает несколько дней или даже недель. Все зависит от размеров и сложности машины.

Машин, сборкой которых занимаются монтажники, достаточно много, поэтому бригада таких специалистов, как правило, специализируется на каком-либо одном виде устройств.

в чем заключается работа монтажника

Источник фото senivpetro/freepik

Тенденции в развитии башенных кранов

В данной статье мы коснемся лишь некоторых тенденций в мировой и российской отрасли производства башенных кранов, не претендуя на полный охват этой обширной и многогранной темы.

Безоголовочные башенные краны

Краны безоголовочной конструкции появились позже своих классических собратьев с оголовком. С развитием технологий у краностроителей появились возможности более эффективно реализовать преимущества этой концепции и свести к минимуму ее недостатки. 1990-е годы даже назвали «эпохой безоголовочных кранов».

Безоголовочные башенные краны: популярность растет

Если на строительной площадке планируется эксплуатировать два или более башенных кранов, зоны работы которых накладываются друг на друга, безоголовочная конструкция позволит установить их с минимальной разницей по высоте, уменьшив тем самым общую высоту башен каждого крана. Соответственно стоимость возведения фундаментов для кранов также уменьшится.

Безоголовочные башенные краны

Конструктор Франк Йост (Franc Jost) еще в 1998 г. открыл возможности для радикальных изменений в конструкции безоголовочных башенных кранов. В его уникальной конструкции безоголовочного крана Potain MDT412 с грузовым моментом 400 тм высота поперечного сечения балочной стрелы составляла 3,1 м. Сейчас стрелы с такой высотой поперечного сечения используются в безоголовочных башенных кранах с грузовым моментом 800 тм. Так далеко с тех пор ушло развитие конструкций безоголовочных башенных кранов.

В 2016 г. компания Potain впервые представила первую модель безоголовочного башенного крана с гидравлической системой подъема стрелы. За счет новой уникальной технологии гидросистемы существенно упрощается процесс монтажа крана даже в условиях тесноты. Potain MCH 125 имеет грузоподъемность (г/п) 8 т, предлагается пять конфигураций стрелы длиной от 30 до 50 м с пятиметровым шагом, на стреле используются две грузовые тележки для перемещения груза.

Безоголовочные башенные краны

При одинаковой максимальной высоте подъема крюка безоголовочному крану требуется меньше пространства сверху по высоте, чем оголовочному. Это позволяет двум башенным кранам совместно выполнять подъем тяжелых конструкций. Если у крана меньше компонентов, например, отсутствуют стреловые полиспасты и оголовок башни крана, а стрелу можно монтировать, подавая по одной секции непосредственно с платформы грузовика, значит, кран можно быстрее собрать, установить и подготовить к работе. Горизонтальная траектория действия нагрузок и отсутствие лебедки подъема стрелы являются экономическими преимуществами безоголовочных кранов по сравнению с кранами с подъемной стрелой. С безоголовочными кранами проще использовать специальные укороченные стрелы.

Читайте так же:
Как поменять масло в снегоуборщике

Следует, однако, заметить, что вес компонентов, особенно опорно-поворотного механизма, у безоголовочных кранов, как правило, выше, чем у обычных моделей с оголовком. Тем не менее, когда потребители убедились в немалых и разнообразных преимуществах безоголовочных кранов, краны этого типа перестали быть нишевым продуктом. Сегодня они все шире применяются в строительстве.

Холдинг Rokra Peiner System (Италия), известный в Европе и мире производитель грузоподъемных кранов, локализовал в 2016 г. производство башенных кранов Peiner System в России на базе ПО «Сыктывкарский металлообрабатывающий завод». В частности, налажен серийный выпуск безоголовочных башенных кранов серии РКБ и РК г/п 8–20 т, высота свободного стояния 76 м, длина стрелы от 63 до 80 м.

Безоголовочные башенные краны

Наличие собственного производства в России позволило удешевить продукт для заказчиков при одновременном улучшении потребительских качеств крана и значительно улучшить сервисное обслуживание поставленной техники. На площадке ПО «СМЗ» ведется не только сборка кранов, но и сварка, механическая обработка, монтаж электрооборудования, покраска. 85% комплектующих кранов производится в России, но наиболее ответственные узлы – поворотные кольца, двигатели, редукторы, электроника – поставляются напрямую из Европы. Завод располагает собственным проектно-конструкторским бюро, состоящим из специалистов завода из Неаполя и Сыктывкара, способных по специальному заказу создать исполнение и комплектацию крана, оптимально подходящую для условий работы и задач конкретного клиента. При этом за небольшой срок новому заводу холдинга в РФ удалось достичь высочайшего качества выпускаемой продукции, на уровне завода холдинга в Неаполе.

Краны Rokra Peiner System могут иметь опорную раму, рельсовый ход или анкерное основание, в том числе инвентарное – анкерные опоры (для использования с J-болт креплениями). Секции башни разборные, что удобно для перевозки. Сталь, используемая в производстве, соответствует стандартам для эксплуатации крана в особо жестких климатических условиях от –40 до +50 °C. Краны комплектуются комфортабельной, современной кабиной, оснащенной эргономичным сиденьем, кондиционером и отопителем, сенсорным экраном управления и регистратором параметров Schneider Electric.

Немецкая компания Wilbert недавно была приобретена транснациональной китайской компанией Zoomlion. Тем не менее недавно Wilbert создала новое поколение безоголовочных башенных кранов с системой электронного управления e.tronic. Новая линейка начинается с 8-тонной мод. WT 180 e.tronic и заканчивается 32-тонной мод. WT 720 e.tronic.

Безоголовочные башенные краны

Грузоподъемность мод. WT 205L e.tronic составляет 8 т. Высота под крюком – 23 м. В конструкции крана используются компоненты серийного производства известных мировых производителей. Возможно конфигурирование крана в зависимости от конкретных задач и условий работы. Актуальные параметры конфигурации крана вносятся в программу управления e.tronic. Все характеристики работы и данные о неисправностях можно получить через персональный компьютер, оснащенный модемом и соответствующим программным обеспечением. В комфортабельной кабине сенсорная панель отображает наиболее важные параметры работы крана в виде диаграмм или текстовых сообщений. Меню управления русифицировано. Благодаря уникальной модульной системе путем комбинирования пяти различных компонентов стрелы можно варьировать длину стрелы от 5 до 60 м с шагом 2,5 м.

WT 205L e.tronic можно компактно хранить в виде двух транспортных единиц. Загрузка одной транспортной единицы осуществляется за один подъем.

Модульные безоголовочные башенные краны

Модульные башенные краны, как видно из их названия, собирают из унифицированных элементов – модулей: ходовой части, опорно-поворотного устройства, башни, стрелы и др. Изменяя количество и виды модулей при сборке, краностроительный завод может выпускать несколько исполнений кранов в зависимости от запросов и условий работы конкретных заказчиков. Исполнения могут отличаться грузоподъемностью, высотой подъема крана, вылетом и типом стрелы (например, балочная и подъемная) и другими параметрами. К тому же унификация удешевляет производство и уменьшает затраты на ремонт кранов.

Безоголовочные башенные краны

Испанская компания Comansa первой в 1977 г. разработала модульный башенный кран без оголовка. Уникальная запатентованная конструкция этих кранов вызвала интерес специалистов во всем мире. Она позволяет производить монтаж стрелы крана секциями и существенно экономит свободное пространство на стройплощадке, а при монтаже на одном участке нескольких кранов за счет модульной безоголовочной конструкции уменьшается необходимое минимальное расстояние между ними, значительно сокращается время монтажа. Высота свободного стояния кранов Comansa достигала 139 м, они были способны поднимать груз в 16,7 т на вылете 46 м и 50 т при вылете 17,6 м. Прошли десятки лет, прежде чем грузоподъемность этих кранов смогли превзойти современные усовершенствованные безоголовочные краны.

Новая серия Comansa LC2100 – это краны с конструкцией Flat-Top г/п от 12 до 48 т. Эта серия включает 5 моделей и предназначена для работы в горнодобывающей промышленности, промышленном и гражданском строительстве. Модульная конструкция позволяет использовать большую часть элементов башни и стрелы на любых кранах этой серии, а также в моделях других серий.

При всех этих преимуществах, в нашей стране модульные башенные краны начали осваивать лишь недавно.

В 2018 г. на российском рынке появились модульные безоголовочные башенные краны одной из крупнейших турецких краностроительных компаний TGM KULE VINC. Краны эксплуатируются в суровых климатических условиях в Петрозаводске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Ярославле. Турецкие краны выдержали экзамен с честью – ни одного отказа!

 модульные башенные краны

Грузоподъемность кранов линейки TGM достигает 16 т. Разработали эти краны итальянские инженеры. Все механизмы кранов поступают от известных европейских фирм: LeroySomer, Schneider Electric, Telemecanica, Itowa, Autec, Hetronic, Ikusi, Besozzi и др.

Кабина крана оснащена программируемым кондиционером, управление производится двумя джойстиками, есть экран, на котором крановщик видит все, что происходит внизу под краном. Кран оборудован системой безопасности, предупреждающей о силе ветра. Башня крана имеет модульную конструкцию, секции квадратного сечения взаимозаменяемые: совместимость стандартных секций значительно снижает затраты и обеспечивает максимальную рентабельность. Монтаж крана выполняется просто, быстро и дешево, верхнюю часть крана можно собрать и демонтировать по секциям.

Читайте так же:
Как из бензопилы сделать пилораму

Старшая в линейке мод. TGM GRT 7527 имеет максимальную г/п 16 т, высота подъема груза свободностоящим краном – 60 м, длина стрелы – 75 м, запасовка грузового каната 2/4-кратная.

 модульные башенные краны

Завершая тему модульных башенных кранов, заметим, что также выпускаются модульные башенные краны с оголовком.

Входящее в состав ГК «УРАЛКРАН» ООО «Луховицкий крановый завод» (г. Луховицы Московской обл.) выпускает модульные башенные краны с оголовком мод. WTH-200 и WTH-160 максимальной г/п 10 и 8 т соответственно.

WTH-160 – кран с балочной стрелой и неповоротной башней. Для увеличения высоты подъема используется крепление к зданию с помощью пристёжек: максимальная высота подъема равна 196,6 м. За счет модульной конструкции возможно самоходное исполнение на рельсовом ходу с колеей 4,5 или 6 м и стационарное с анкерным основанием или на опорной раме. В разных исполнениях используются различные типы башен, отличающиеся сечением от 1,7 до 2,1 м и различными усилениями.

Копания ЕвроХолдинг предлагает большой выбор башенных кранов в аренду. В нашем парке имеются башенные краны французского производителя, как самомонтирующиеся, так и верхнеповоротные.

Потом наверх

Крановщица Светлана Щавелева ждет меня на высоте 72 метров. Она сейчас монтирует 23-этажный дом в новом ЖК «Восход» на ЖБИ. Чтобы подняться в кабину крана, нужно надеть спецодежду: цветной жилет и перчатки, выслушать правила безопасности и расписаться в журнале. Главное при подъеме наверх — не высовываться из-за ограждений.

Чтобы я могла подняться, кран останавливают, и он перестает кататься по рельсам. Я боялась, что если вдруг подскользнусь наверху, то пролечу до земли. Но оказалось, что кран разделен пятиметровыми пролетами, и если и упадешь вниз — то только на пару метров.

Чтобы не бояться, я смотрю только на желтые перекладины перед собой. Со мной карабкается инженер Денис — он следит за краном, и если что-то в нем сломается — чинит. И еще Денис следит за мной — если я впаду в ступор, именно он будет меня спускать. Через каждый три-четыре пролета мы останавливаемся и осматриваемся по сторонам. Я перевожу дыхание и привыкаю к высоте. Незаметно мы уже оказались выше соседних десятиэтажек, и на горизонте появился Шарташ. Больше всего я переживаю, что айфон выпадет из кармана.

Мне почему-то кажется, что площадки между лестницами становятся все уже и уже. «Это не похоже на приступ паники», — говорит Денис. «Обычно, если человек боится, начинают трястись руки».

Когда мы преодолеваем последнюю лестницу, из кабинки выглядывает Светлана. Она — крановщица с десятилетним стажем. Первый раз забралась на высоту в 18 лет, сейчас ей 45 лет. Говорит, что любовь к высоте у нее наследственная — мама тоже работала крановщицей.

В кабине стоит кресло, которое откидывается назад. Светлана на нем спит во время обеденного перерыва. Еду разогревает рядом с печкой-обогревателем. Тут же стоит и горшок, чтобы ходить в туалет.

Стеклянные стены кабины занавешены голубыми шторами, на полочке стоит чай с сахаром, недалеко висит бинокль — его принесла коллега Светланы, чтобы смотреть по сторонам и отдыхать от работы.

Пол тут наполовину стеклянный. Светлана наклоняется и сквозь решетку смотрит на всех рабочих внизу. Они выглядят как двигающиеся белые точки.

— Как вы их различаете, они же все в касках?
— Да я так долго работаю, что всех уже по затылкам и ушам узнаю, — смеется она и уточняет, что зрение вдаль не падает, только вблизи уже начинает садиться.

— Вам никогда не было страшно?
— Нет, я сразу чувствовала себя комфортно. Стажировалась я после училища в своем родном городе Новоуральске. Правда, все краны там были не выше девятиэтажки.

— Если привыкаешь к высоте — это навсегда?

— Нет, у меня несколько знакомых со временем начали бояться. Теперь говорят, что ни за какие деньги не полезут в кабину.

— Стекла тоже сами моете?

— Да, каждый раз стараемся два литра воды с собой брать, чтобы окна протирать и посуду мыть. Вниз во время работы я очень редко спускаюсь, только если начнется резкий ветер. Однажды гроза так неожиданно появилась, что я еле спуститься успела — кран трясло туда-сюда.

— Какие мышцы устают, если каждый день подниматься и спускаться?
— Ягодицы и руки. Первое время тело болело, а теперь уже привыкло.

— Работа на кране — это работа для интроверта? Вы же весь день вдали от людей проводите.

— Ну и что, со мной через рацию вся стройка общается. Если вдруг кран встанет, без меня никак.

— То есть вы чувствуете себя королевой стройки?

— Да, конечно. Я же тут выше всех. Мне больше нравится, когда я тут, а остальные — внизу.

Профессиональные болезни крановщика, как и у любого сидячего человека: отек ног, боли в спине. Подъем наверх за физкультуру не считается — он совсем быстрый (у Светланы занимает десять минут). Мы успеваем поговорить только минут 20 — Светлану по рации просят поднять чашу с раствором.

Она заводит кран, и кабина начинает поворачиваться — вот тут мне становится страшновато, и я хватаюсь за стены. Светлана ждет, пока чашу подцепят канатами, поднимает ее и переставляет в другое место.

А нам уже пора спускаться. Когда я встаю на землю, чувствую, что голова немного кружится и ноют ладони — появились зачатки мозолей.

Внизу жарко. Я вспоминаю, как приятно дул ветер наверху. И только на земле понимаю, почему Светлана называет свою работу самой лучшей на свете.

Как предотвратить аварию

Аварии башенных кранов на видео дают возможность увидеть, что во время таких происшествий одинаково могут пострадать:

  • работники предприятия;
  • случайные прохожие, которые любят понаблюдать с близкого расстояния за работой гигантской машины;
  • строения, находящиеся поблизости, включая жилые дома.
Читайте так же:
Что можно сделать из триммера

Любых аварий, произошедших с башенными кранами можно избежать:

  • если регулярно обновлять парк грузоподъемных машин;
  • если ответственно подходить к монтажу, который должны делать квалифицированные специалисты;
  • если рабочие будут соблюдать правила техники безопасности.

Строительные башенные краны

Ландшафтный дизайн

Башенные краны широко применяются для механизации высотного строительства на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Благодаря стреле, закрепленной в верхней части башни, они перемещают грузы по сложным пространственным траекториям, имеют значительное подстреловое пространство, что повышает их технологические возможности. Монтаж и демонтаж кранов выполняют с помощью монтажной лебедки и полиспаста.

Классификация

По конструктивному строению различают краны с поворотной и неповоротной башней.

По способу установки башенные краны бывают передвижные, стационарные и самоподъемные.

Передвижные краны оборудуют, как правило, рельсово-колесным передвижным оборудованием, повышающим безопасность их использования. На башенных кранах чаще всего применяют многомоторный электропривод.

Стационарные краны не имеют ходового устройства, они устанавливаются на фундаменте вблизи дома.

Самоподъемные краны применяют при возведении зданий и сооружений большой высоты.

Система индексации отечественных башенных кранов буквенная и цифровая. Кроме букв КБ (кран башенный), есть четыре цифровых обозначения и два буквенных. Первая цифра означает соразмерную группу и характеризует грузовой момент крана, две последующие — порядковый номер модели, четвертая цифра после точки — это номер модели крана, который обозначает длину стрелы, высоту подъема и другие параметры. Первая буква означает номер модернизации крана. Последняя буквенная отметка указывает на климатическое изготовления крана ХЛ — для севера; Т и ТВ — соответственно для сухих и влажных тропиков. Если кран предназначен для умеренного климата, буквенная отметка не ставится. Например, индекс КБ-674.3А означает кран башенный; шестой размерной группы, грузовой момент 300 — 550 т / м; с неповоротной башней (74) третье исполнение после первой модернизации; предназначен для работы в умеренном климате.

Конструктивные схемы кранов

Башенные краны бывают двух типов: краны с поворотной и неповоротной башней. Самые распространенные краны имеют следующие конструктивные схемы:

— с поворотной башней и нижним расположением опорно-поворотного устройства;

— с неповоротной башней и верхним размещением опорно-поворотного устройства.

Изменение вылета стрелы обеспечивается ее наклоном и перемещением тележки. Схема башенного крана с поворотной башней и основные его параметры приведены на рис.6.1; Q, т, — грузоподъемность, то есть максимальная масса груза, который может поднять кран (кран может поднять наибольший груз при минимальном вылете); L, м — вылет крюка стрелы — это расстояние от центра груза до оси вращения крана; М, т × м, — грузовой момент.

Основными парами башенных кранов являются: грузовой момент, который зависит от высоты подъема и вылета стрелы, скорость всех рабочих перемещений, мощность механизмов, масса крана и параметры крановых путей.

Башенные краны монтируют на крановых путях 15, которые должны соответствовать нормативным документам.. По рельсам крановых путей передвигаются ходовые тележки 14, две из них приводные, а две — неприводные. Механизм перемещения приводных тележек имеет электродвигатель, тормоза с электромагнитным или электрогидравлическим управлением, редуктор и открытую зубчатую передачу. Ходовые тележки устанавливают на вертикальных осях с возможностью вращения для прохождения закруглений рельсового пути.

Схема башенного крана с поворотной башней

Рис. 1 — Схема башенного крана с поворотной башней: 1 — поворотная платформа; 2 — противовес; 3,4 — лебедка тележки и грузовая лебедка; 5,6 — соответственно тяговый канат тележки и полиспаст; 7 — консоль; 8 — кабина управления, 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — башня; 12 — опорно-поворотное устройство и механизм поворота; 13 — рама ходового устройства; 14 — ходовая тележка; 15 — крановый шеях, 16 — грузовой канат.

На раме ходового оборудования установлено опорно-поворотное устройство с механизмом поворота 12. Опорно-поворотное устройство кранов с поворотной башней представляет собой специально изготовленный шариковый или роликовый подшипник качения диаметром более 2 м. Этот подшипник воспринимает осевые и радиальные нагрузки в виде перекидного момента. На опорно-поворотном устройстве установлена ​​поворотная платформа 1, на которой смонтирован противовес 2, лебедка тележки 3, грузовые лебедки 4 и башня 11. В верхней части башни установлена кабина управления 8 и шарнирно закрепленная стрела 9. С противоположной от стрелы стороны башни закреплена консоль с обводными блоками. Канат 5, выходя из барабана лебедки, проходит через блоки стрелового полиспаста 6, второй конец каната 5 закреплено неподвижно. При намотке каната на барабан, подвижные блоки опускаются и с помощью дополнительных розчальных канатов, на которых они подвешены, поднимают стрелу под углом до 30 °. Так происходит изменение вылета. Грузовой канат 16 наматываясь на барабан лебедки 4, охватывает обводные блоки на конце стрелы и крюковой подвеске 10 и поднимает груз. Второй конец грузового каната охватывает обводные блоки и закрепляется на барабане лебедки 3. В результате при изменении вылета, высота подвешивания груза не меняется.

Схема башенного крана с неповоротной башней и изменением вылета стрелы с помощью грузовой тележки приведена на рис. 6.2. Такие краны изготавливают преимущественно без ходового устройства и устанавливают на фундаменте 1. Их часто используют в строительстве при возведении высотных зданий и сооружений. Для повышения устойчивости, башню 2 крепят к возводимому зданию, в верхней части башни размещена кабина управления 3.

Схема башенного крана с неповоротной башней

Рис. 2 — Схема башенного крана с неповоротной башней: 1 — фундамент; 2 — башня; 3 — кабина управления; 4 — механизм поворота; 5 — консоль; 6 — противовес; 7,8 — грузовая и стреловая лебедки; 9 — трос; 10 — стрела; 11 — грузовой канат; 12 — крюковая подвеска; 13 — тележка грузовая; 14 — лебедка перемещения тележки,;15 — грузовой полиспаст

На башне установлен наголовник 9, который соединен с башней с помощью цапфы и размещенных по кругу катков. Цапфа и катки образуют опорно-поворотное устройство. К наголовнику шарнирно прикреплена стрела 10, а с противоположной стороны — консоль 5, на которую смонтирован противовес 6, стреловая 8 и грузовая 7 лебедки и механизм поворота 4. По стреле может двигаться грузовая тележка 13. стреловая лебедка 8 предназначена для удержания стрелы. В одних конструкциях башенных кранов стрела удерживается с помощью жестких тяг, в других стреловая лебедка может наклонять стрелу, что повышает высоту подъема груза. Грузовая тележка крепится на конце стрелы или перемещается по наклонной стреле. Грузовой канат 11 сматывается с барабана лебедки 7, охватывает обводные блоки, которые установленны на конце стрелы, на грузовой тележке и крюковой подвеске 12. Конец каната закреплен неподвижно у основания стрелы. Блоки грузовой тележки и крюковой подвески, охваченные канатами, образуют грузовой полиспаст 15. При подъеме груза, канат 11 наматывается на барабан лебедки 7, вылет стрелы при этом не меняется.

Читайте так же:
Где выучиться на экскаваторщика

Механизм поворота 4 состоит из электродвигателя, тормозов, редуктора и открытой зубчатой ​​передачи. При повороте шестерня передачи катится по неподвижному зубчатому колесу, закрепленному на башне, и обращает наголовник с закрепленными на нем элементами конструкции. Вылет стрелы изменяется путем перемещения грузовой тележки 13 с помощью лебедки 14. При изменении вылета горизонтальной стрелы, высота подвешивания груза остается постоянной. Конструкции башенных кранов постоянно совершенствуются. На рис.3 приведены схемы крепления стрел в современных башенных кранах.

Схемы крепления стрел в современных башенных кранах

Рис. 3 — Схемы крепления стрел в современных башенных кранах: а, б, е, — боковое крепление стрел; в, г — с верхним расположением гуськовых стрел; д — с верхним расположением подъемной стрелы

Монтаж и демонтаж кранов

Кран с поворотной башней и подъемной стрелой демонтируют в такой последовательности: высоту башни уменьшают до минимума; стрелу опускают вертикально вниз, чтобы уменьшить длину стрелы; башню вместе со стрелой переводят в горизонтальное положение и закрепляют на устройстве автомобиля-тягача; демонтируют и отдельно перевозят противовес; домкратом или самоходным краном приподнимают раму ходового оборудования, снизу прикрепляют инвентарную пневмоколесную ось. С объекта на объект кран перевозят как автопоезд. Для монтажа крана на новом объекте следует заранее установить крановый путь. Монтируют кран в обратной последовательности. Монтаж и демонтаж башенных кранов выполняют с помощью их лебедок, полиспастов и одного-двух стреловых самоходных кранов.

Для повышения безопасности труда, башенные краны оснащают автоматическими приборами безопасности. К ним относятся ограничители перемещений крана, угла наклона стрелы, высоты подъема крюковой подвески, перемещения грузовой тележки, поворота крана и грузоподъемности. Все механизмы оснащают нормально замкнутыми тормозами, нэлектрозащитой. Кроме того, краны оборудуют указателями вылета стрелы и грузоподъемности.

На современных башенных кранах устанавливают анемометры, которые подают звуковые и световые сигналы при опасной скорости ветра.

Безопасность

Во Франции любой объект должен заявить в мэрии или префектуре (Париж) место, где будет установлен кран. Для обеспечения очевидных условий безопасности при работе они собираются, а затем проверяются квалифицированным специалистом в соответствии с Постановлением от 01.03.2004. Сертификаты об обучении проверяются, крановщик проходит медицинский осмотр . Кроме того, он должен иметь водительские права, основанные на этой медицинской пригодности, и свидетельство о прохождении обучения, такое как свидетельство о способностях к безопасному вождению (CACES). Во время установки мы определяем, если необходимо, помехи, чтобы предотвратить столкновение двух кранов или, проще говоря, предотвратить выезд крана за пределы полосы отчуждения площадки под нагрузкой.

Ветер

Краны предназначены для вертикального подъема тяжелых грузов. С другой стороны, они чувствительны к боковым силам, особенно если они подвергаются воздействию ветра по всей длине стрелы. Перед установкой крана проводится экологическое обследование. Экологическое исследование заключается в обеспечении того, чтобы характеристики крана, который мы выбрали для установки, соответствовали географическим условиям места установки. Поэтому мы принимаем во внимание характер рельефа (равнины, горные районы, городская среда и т. Д.), А также строящееся здание. Краны оснащены ребристыми пластинами. Даггерборды и рекламные щиты (обычная практика) ведут себя как паруса и увеличивают сопротивление ветру. Однако этот улов на ветру необходим, когда кран больше не используется, чтобы позволить его автоматическое позиционирование по направлению ветра, тогда мы говорим, что кран является флюгером . По своим размерам и размерам краны опасны на большой площади. Поэтому необходимо защитить пространство простыми мерами. Кроме того, все краны должны иметь устройство информации о скорости ветра ( анемометр ). Это устройство показывает скорость ветра в км / ч на экране, который называется блоком помощи при вождении . Предварительный сигнал тревоги сообщается на скорости 50 км / ч с помощью оранжевых мигающих огней. Работа разрешена, но необходимо учитывать поверхность элементов, поднимаемых на рассматриваемый пролет. Тревога оповещается на скорости 72 км / ч с помощью красных мигающих огней и сирены. Крановые работы запрещаются при скорости ветра 72 км / ч .

После использования крана необходимо:

  • собрать абсолютно пустой крючок;
  • поставить каретку у основания стрелы;
  • превратить кран в флюгер .

Чтобы установить кран с флюгером, вы должны либо повернуть небольшую рукоятку, расположенную на уровне двигателей, чтобы вращать кран, либо задействовать электрический регулятор, который обеспечит настройку флюгера. Второе решение сейчас наиболее распространено.

Электроника и эволюция

Современные краны все чаще включают в себя электронную систему помощи. Немедленный эффект — повышенная безопасность в сочетании с повышенной грузоподъемностью. Но, как и на корабле, только оператор на борту является хозяином.

  • Наземная камера и блок помощи водителю в кабине для повышения точности работы крановщика. На экране отображается разрешенная нагрузка, фактически поднятый груз, процент опрокидывающего момента, вылет, высота под крюком и т. Д.
  • Электронное управление лебедкой с прогрессивным ускорением.
  • Автоматический контроль и ограничение грузового момента в зависимости от положения каретки на стреле.
  • Контроль максимальной загрузки лебедки.
  • Автоматическое оповещение при сильном ветре.
  • Устройство предотвращения столкновений или ограничитель зоны пролета под нагрузкой.
  • Радиосвязь.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector