0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как переключать передачи на мазе

Как переключать передачи на мазе

    __/catalog/__
    __/catalog/tehinfo/__
    __/catalog/tehinfo/kppzf/__
    __/catalog/tehinfo/kppzf/kppzf-8s1350/__

Соблюдение следующих указаний для управления КПП ZF 8S 1350 поможет обеспечить более экономичный режимы эксплуатации:

  • Ездите при среднем диапазоне частоты вращения.
  • Используйте максимально возможную высшую передачу.
  • Учитывайте ситуацию на дороге, будьте дальновидны.
  • Избегайте ненужных торможений и ускорений.

Пуск двигателя и трогание с места

  • Закрыть стояночную тормозную систему (препятствует случайному движению автомобиля).
  • Установить КПП ZF 8S 1350 в нейтральное положение.
  • Включить двигатель.
  • Установить передачу (преимущественно 1-ю передачу, для того, чтобы не перегружать сцепление).
  • Ослабить стояночную тормозную систему и мягко включить сцепление. Учитывайте также указания изготовителя транспортного средства.

ОПАСНОСТЬ! При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тормозную систему. Это препятствует случайному движению автомобиля.

Выключение сцепления

Всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

ОСТОРОЖНО! Переключение при не полностью разъединенном сцеплении приводит к износу синхронизаторов коробки передач ZF.

Переключение коробки передач ZF

Коробка передач ZF Ecosplit является синхронизированной коробкой передач. Синхронизация осуществляется синхронизаторами колес. Благодаря этому можно быстрее и надежнее переключать скорости:

  • Без двойного нажатия сцепления при переключении на более высокие передачи, без нажатия на педаль акселератора и двойного нажатия на сцепления при переключении на более низкую передачу, даже на склоне и в трудных ситуациях.

Схема расположения передач

Двойная Н. Схема переключения «двойная Н» (Рис. 186) имеет на проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) и 5/6 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).

Для выбора проходов 1 /2 или 7/8 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодействовать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтральное положение, если он отпускается в среднем положении прохода. Медленная группа демультипликатора отделяется от быстрой более сильным противодействием пружины («GP-Носкег»)

Проход заднего хода предохраняется фиксатором-упором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.

Различные усилия пружин позволяют хорошую ориентацию в схеме переключения, т.е. более простое нахождение проходов.

Рис. 186. Рычаг переключения передач со схемой переключения «двойная Н»

ОСТОРОЖНО! Для более бережного отношения к коробке передач всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

Для предотвращения повреждения КПП ZF и двигателя осуществляйте переключение на следующую более низкую передачу лишь после достижения максимально допустимой скорости предусмотренной передачи, достигнутой в результате торможения.

  • Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показано на рис. 5.
  • При включении передачи держите рычаг переключения против усилия пружины до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится передача.

Двойная Н. При переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот слегка ударьте ладонью по рычагу и быстро, без большого усилия, переведите рычаг в положение желаемой передачи (Рис. 187).

УКАЗАНИЕ! При холодной коробке передач для переключения передач необходимы большие усилия для переключения. Если при обратном переходе из прохода 5/6 в проход 3/4 демультипликатор не осуществляет переключения, то притормозите автомобиль и установите соответствующую передачу при более низкой скорости.

ОСТОРОЖНО! Недопустим переход между проходами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости автомобиля более 30 км/час.

Переход от одного прохода к другому вызывает синхронизацию демультипликатора, которая при скоростях автомобиля более 30 км/час приводит к преждевременному износу.

ОСТОРОЖНО! Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.

Задний ход должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!

Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.

Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении заднего хода.

УКАЗАНИЕ! Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокращены за счет короткой синхронизации, предпочтительно 1-ой передачи.

Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения. Медленно отпустить сцепление.

Переключение механизмов отбора мощности

Механизмы отбора мощности, зависящие от сцепления
Работа при стоящем и едущем автомобиле
Включение/выключение

  • Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!

Выключение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работает на холостом ходу

Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки проме¬жуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.

УКАЗАНИЕ! Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи.

Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим.При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (см. раздел 3.4).

Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двигателя.

ОСТОРОЖНО! При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима. При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.

Читайте так же:
Как развести колодки на уаз

Блокировка передач (опция)

Блокировка передач необходима, если:

  • автомобиль при подключенном механизме отбора мощности ни в коем случае не должен перемещаться;
  • должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время езды.

Парковка

  • Переключите КПП ZF на медленную группу демультипликатора (1-4 передачи).
  • Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!

Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.

Буксировка с целью пуска двигателя

Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипликатора.

ОСТОРОЖНО! Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомобиль для пуска двигателя лишь при включении быстрой группы демультипликатора (5-8 передача).

Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.

Буксировка неисправного автомобиля

Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих условий:

  • при встроенном запасном насосе рулевого управления;
  • при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения передач в нейтральном положении;
  • на расстояние не более 100 км;
  • максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависимости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (Рис. 188).

УКАЗАНИЕ! Обязательно соблюдайте указания изготовителя автомобиля.

ОСТОРОЖНО! Если одно из вышеприведенных условий не выполнено, то следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Если имеется подозрение повреждений коробки передач, то тоже следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Рис. 188
Пример считывания:Iось- 6, Rдин = 0,5 м

Скорость буксировки из диаграммы: VMaKc= 25 км/час

УКАЗАНИЕ! Соблюдайте местные предписания, касающиеся максимальной скорости буксировки

Управление автомобилем при неисправности

Неисправности при смене группы демультипликатора (например, при переходе из прохода 3/4 в 5/6 и наоборот) могут иметь следующие причины:

  • повреждение труб в пневматической системе,
  • не исправен клапан переключения (35, Рис. 189) или цилиндр переключения (34, Рис. 189) для демультипликатора (конденсат или загрязнение).

УКАЗАНИЕ! Дальнейший путь возможен лишь в том случае, если включена медленная группа демультипликатора (1-4 передачи).

Если быстрая группа демультипликатора остается включенной, то следует буксировать автомобиль.

Рис. 189. 34 — цилиндр переключения для демультипликатора; 35 — клапан переключения для демультипликатора

Ввод автомобиля в эксплуатацию при низких температурах

КПП ZF заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов ZFTE-ML 02. При температурах ниже -15 °С следует проверить, подходит ли масло согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач. Альтернативным вариантом является подогрев перед пуском двигателя, это может осуществляться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °С.

ОПАСНОСТЬ! При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.

  • Пуск двигателя и трогание с места смотрите раздел выше "Пуск двигателя и трогание с места ".
  • Обязательно соблюдайте предписания изготовителя транспортного средства.

Парковка автомобиля при низких температурах

При температурах ниже О °С при парковке автомобиля следует обратить внимание на то, чтобы коробка передач была включена на медленную группу демультипликатора (рычаг переключения передач в положении 1-ой передачи скорости или в нейтральном положении прохода 3/4).

Варианты КПП для большегрузных авто

8-ми ступенчатая КПП МАЗ характерна для транспорта, который имеет высокую грузоподъемность.

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.

5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Рекомендации по ремонту

Хотите, чтобы ваша коробка с делителем сохранялась в хорошем состоянии долгие годы? Тогда за ней нужен уход и элементарные проверки. Необходимо следить за работой таких элементов, как шестерёнки, ступка, сам рычаг управления и так далее. Случилось так, что поломки уже не избежать? Мы дадим вам следующие рекомендации для самостоятельного ремонта:

  • подробно ознакомиться со схемой и инструкцией вашего механизма;
  • для того чтобы провести ремонт, в первую очередь необходимо снять коробку полностью и только после можно приступать к ремонту;
  • после того как вы вытащите её наружу, не спешите разбирать её полностью, иногда проблема находится на поверхности, обращайте особое внимание на все детали, если увидите подозрительное «поведение», то скорее всего проблема именно в этом элементе;
  • если же вам всё-таки придётся разбирать коробку полностью, складывайте все детали в порядке разбора, для того, чтобы не запутаться в момент, когда вы будете собирать её обратно.
Читайте так же:
Где находится завод камаз

Если вы не уверены в своих силах, не имеете определённых навыков и знаний, обратитесь в сервисный центр. Нет такой возможности? Что же, никогда не поздно научиться новым и полезным вещам. Задавайте вопросы в комментариях, дадим вам раскрытые и подробные ответы.

В этой статье была рассмотрена схема переключения передач для МАЗ всех видов. Надеемся, что информация вам пригодилась в ремонте. Пускай ваша коробка служит вам долгие годы!

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Техническая конструкция коробки передач ЯМЗ-239

Технические характеристики коробки передач ЯМЗ-239

Базовая модель коробки передач КПП ЯМЗ-239 применяется совместно с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, а на её основе разработаны с максимальной унификацией и производятся дополнительные модификации и комплектации, предназначенные для транспортных средств других предприятий.

Базовая модель КПП ЯМЗ-239 предназначена для работы с двигателями типа ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, снабжена механизмом переключения передач под дистанционное управление, изготавливаемое Минским автозаводом; промежуточным валом с зубчатым венцом на заднем торце вала для отбора мощности не более 73,5 кВт (100 л.с.) и местом на торце картера демультипликатора под установку коробки отбора мощности.

КПП ЯМЗ-239 снабжена приводом спидометра в виде червячной передачи от вала выходного и крышкой подшипника выходного вала, обеспечивающей установку сменных шестерен на автомобильном заводе в зависимости от скоростных характеристик различных моделей и модификаций автомобилей; датчиком и клапаном электромагнитным электронной системы блокировки включения нижнего диапазона демультипликатора.

Коробка передач ЯМЗ-239 оборудована механизмом дистанционного привода переключения передач и фланцем для присоединения карданного вала автомобиля.

Начиная с 2006 года двигатели типа ЯМЗ-7511 для автомобилей Минского автомобильного завода комплектуются коробками передач ЯМЗ-239-02, в которых по сравнению с базовой моделью исключен механический привод спидометра, и коробка передач выполнена под применение электронного спидометра.

Коробка передач модификации ЯМЗ-2391 и её комплектации отличаются от базовой изменённым передаточным числом 5-ой и, соответственно, 9-ой передачи, за счёт применения шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу с большим числом зубьев (45 вместо 43) и шестерни 5-ой передачи на вторичном валу с меньшим числом зубьев (23 вместо 25).

Коробка передач ЯМЗ-239 (рис.1) с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ – механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Механизм переключения диапазонов демультипликатора КПП ЯМЗ-239 оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач ЯМЗ-239 не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 — 30 км/час.

Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости.

Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач ЯМЗ-239 — 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.

Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие

Рис.1. Коробка передач КПП ЯМЗ-239

1 — картер сцепления; 2 — прокладки регулировочные первичного вала; 3 — сапун картера; 4 — вал вторичный; 5 – сапун воздухораспределителя; 6- воздухораспределитель; 7 – кольцо центрирующее; 8 — муфта включения низшего диапазона; 9 – болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 — включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 — прокладки регулировочные вторичного вала; 12 — сателлиты; 13 — вилка переключения демультипликатора; 14 — цилиндр переключения демультипликатора; 15 – муфта включения высшего диапазона; 16 — датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 — регулировочные прокладки выходного вала; 18 — болт крепления в фланца выходного вала, 19 — вал выходной; 20 — кольцо упорное солнечной шестерни; 21 — картер демультипликатора; 22 — коронная шестерня; 23 — солнечная шестерня; 24 — проставка; 25 — крышка заборника насоса с сеткой; 26 — пробка сливная с магнитом; 27 – шестерня отбора мощности; 28 — картер основной коробки; 29 – вал промежуточный; 30 — насос масляный; 31 — вал первичный.

Перед установкой демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.

При установке крышки подшипника первичного вала, демультипликатора с проставкой на картер основной коробки, крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:

Замерить размер глубины проточки под подшипник в крышке подшипника первичного вала коробки передач ЯМЗ-239 с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм.

Читайте так же:
Как отрегулировать вом на мтз 82

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера КПП ЯМЗ-239 при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Замерить размер глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера КПП ЯМЗ-239 с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.

Замерить размер от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.

При ремонте демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:

Включить высший диапазон в демультипликаторе коробки передач ЯМЗ-239, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8. 8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление.

При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Нм (14-16 кгс/см).

После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360 градусов.

Максимальный входной крутящий момент КПП-239, Нм — 930

Масса с картером сцепления, кг — 240

Передаточные числа коробки передач ЯМЗ-239: 1 передача – 5,22, 2 передача – 2,90, 3 передача – 1,52, 4 передача – 1,00, 5 передача – 0,664, Задний ход – 5,22

Механизм переключения передач КПП ЯМЗ-239

Конструкция механизма переключения передач КПП ЯМЗ-239 показана на рисунке 12, а внешний вид сверху и снизу на механизма переключения передач – на рисунках 13 и 14, соответственно.

Механизм переключения передач основной КПП встроен в ее верхнюю крышку 1 (см. рисунок 12) и имеет три штока – шток 4-5 передач 26, 2-3 передач 30, 1-й передачи и заднего хода 29.

На шток 4-5 передач закреплена вилка 4-5-й передачи. На других двух штоках закреплены, соответственно, головка перемещения и вилка переключения 2-й и 3-й передач и головка перемещения и вилка переключения 1-й передачи и заднего хода.

Головки и вилки на штоках крепятся и фиксируются (устанавливаются) на штоках с помощью специальных установочных винтов для каждой головки и вилки.

Каждый установочный винт после затяжки контрится шплинтовой проволокой с диаметром 1,2 мм длиной 100 мм.

Каждый шток переключения передач фиксируется относительно крышки верхней в трех положениях: нейтральном (передачи соответственно не включены) и двух других (при включении каждой из двух передач).

Каждый фиксатор штоков имеет стандартный шарик диаметром 11 мм и пружину сжатия, установленные в отверстия крышки, при этом шарик заходит поочередно в канавки на штоке после его перемещения из нейтрального положения в положение включенной передачи.

Рисунок 2 – Механизм переключения передач с механизмом управления переключением передач и воздухораспределителем КПП ЯМЗ-239

1 — крышка 239.1702015;
2 — заглушка 260310-П29 (3 шт.);
3 — прокладка механизма управления переключения передач 239.1702122;
4 — шпилька М10 216258-П29 (4 шт.);
5 — гайка М10×1-6Н 250513-П29 (4 шт.);
6 — шайба 10 252006-П29 (4 шт.);
7 — шайба 10 ОТ 252136-П2 (4 шт.);
8 — пружина 336.1702106 (3 шт.);
9 — сапун 236-1702170-А;
10 — головка включения 1-й передачи и заднего хода 239.1702053;
11 -прокладка воздухораспределителя 238Н-1723048;
12 -болт М8×35 201462-П29 (2 шт.);
13 -шайба 8 252005-П29 (2 шт.);
14 -шайба 8Т 252135-П2 (2 шт.);
15 — стакан пружины 236-1702132;
16 -пружина предохранителя 236-1702127-А;
17 -предохранитель заднего хода 236-1702129 (2 шт.);
18 -штифт 10×25 313407-П9 (2 шт.);
19 -механизм управления переключением передач 239.1702200 (2392.1702200*);
20 — головка переключения 2-3-й передач 239.1702028;
21 — сухарь вилки 336.17020
22 — вилка 4-5 передач 239.1702033 (4 шт.);
23 -наконечник рычага переключения передач с опорой в сборе 2391.1702114**;
24 — сухарь блокирующего устройства 238-1723044 (2 шт.);
25 -шток блокирующего устройства 238Н-1723045;
26 -шток вилки 4-й и 5-й передачи 239.1702074;
27 -пружина штока блокирующего устройства 238Н-1723010-01;
28 — воздухораспределитель 238Н-1723010-01;
29 -шток вилки 1-й передач и заднего хода 239.1702060;
30 -шток вилки 2-3-й передач 239.1702064;
31 -прокладка регулировочная 239.1722091;
32 -шарик Б14.000-200 ГОСТ 3722-81;
33 — выключатель ВК-403Б-3716000 45 7373 4914;
34 — винт установочный 336.1702047 (5 шт.)
35 -шарик Б 9.525-100 ГОСТ 3722-81 (4 шт.);
36 -штифт замка штоков 236-1702087;
37 — вилка 1-й передачи и заднего хода 239.1702024;
38 -шплинт 1,2×100 258250-П29 (5 шт.);
39 — вилка 2-3-й передач 336.1702024;
40 -шарик Б11.000-60 ГОСТ 3722-81;

Читайте так же:
Как развести колодки на урале

Шток первой передачи и заднего хода может быть перемещен только после вывода предохранителя из отверстия головки штока путем приложения усилия для сжатия пружины.

Названное действие осуществляется рычагом, устанавливаемым на фланец верхней крышки или рычагомустройства под дистанционное управление коробкой передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в механизме предусмотрено замковое устройство, которое не позволяет одновременно включить две передачи.

Замковое устройство состоит из штифта 36, установленного в отверстие штока 2-3 передач и четырех шариков 35 диаметром 9,525 мм, которые устанавливаются в отверстиях крышки по два между средними и крайними штоками.

При перемещении среднего штока вправо или влево блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении.

Если перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока.

Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его.

Штифт воздействует на шарики, расположенные между средним штоком и штоком, находящимся в нейтральном положении, в результате чего шарик, ближайший к крайнему штоку заходит в его канавку.

Таким образом, средний и один из крайних штоков оказываются запертыми в нейтральном положении.

Устройство КПП Камаз

Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:

  • 14 модель — 5-ти ступенчатая;
  • 15 модель — 10-ти ступенчатая.

14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.

15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.

камаз новый кпп

Плюсы коробок с делителем:

  1. Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
  2. Увеличивается тяга ДВС машины.
  3. Увеличивается удобство управления.

Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.

Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:

  1. Синхронизаторы стали более усиленными.
  2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
  3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
  4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
  5. Схема управления доработана.
  6. Шлицевое крепление удалено.
  7. Высота зубьев увеличена.

Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

Коробка КамАЗ 16 и ZF

Этот вид трансмиссии используется на автомобилях КамАЗ-65115, а так же полно приводных КамАЗ-43150 КамАЗ-4310 и др. Особенность механизма в автоматическом переключении повышенного и пониженного режима. Это означает, что при переключении с передачи 4 на передачу 5 повышенный режим активируется автоматически. Наоборот, переключение с передачи 5 на передачу 4 автоматически активирует пониженный режим. О выполнении переключения сигнализирует индикатор на панели приборов.

Схема переключения ZF 9S109:

Схема ZF 9S109

Некоторые модели коробок ZF, например, 9S109, со вспомогательной передачей «C». Режим предназначен для передвижения и манёвра в сложных условиях (снег, лёд, грязь).

Вопрос-ответ

В рейсе начала выскакивать первая передача на КПП ЯМЗ-236. Вторичный вал мне пообещали и как раз приближалась суббота. Дело за немногим — снять, разобрать и перебрать коробку.

Придя в выходной на стоянку, принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, я сильно не расстроился. КПП была демонтирована, вытащена из под машины и разобрана.

Проводя дефектовку КПП, сразу же бросилось в глаза, что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрошены, а кое где вообще отсутствовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом, разборка КПП только подтвердила мои догадки — нужно было ехать за валом.

Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, я нисколько не удивился, что он отдает его вместе с набором шестерен. Он сказал, что у запчастей есть один недостаток — нужно перепрессовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно ее сразу нельзя.

На первых порах, я приуныл. Перебросить вал в сборе пара пустяков, а вот возиться с перепрессовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Пару раз мне в автобазе перепрессовывали вторичный вал и я сам видел и слышал, как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса.

Читайте так же:
Где производят грузовые автомобили

Хорошо понимал, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Терять еще и понедельник, мне никак не хотелось, поэтому стал размышлять, стараясь найти хоть какое то решение для выхода из ситуации.

Бракованную шестерню, резаком или сваркой, я мог срезать или сбить, а вот как снять целой шестерню с вала для меня оставалось непонятно. Ведь греть ее нельзя, т.к. можно загубить. Одним словом, что сделаешь, если из инструмента: резак, сварка и кувалда.

Решил почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался чисткой магнита и постановкой на место, меня не покидало чувство, что решение где то совсем рядом.

Через некоторое время, меня осенило. Надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники и замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни.

Начал потихоньку исполнять задуманное. Снял подшипники и замочное кольцо, положил на верстаке вал таким образом, чтобы расплав выдуваемого металла легко стекал из вала и принялся за работу.

Надо отметить, что выдувание металла из вала — это не такая уж и сложная работа, но бесспорно, это сложнее, чем просто резать металл. Не быстро, конечно, но работа продвигалась и через некоторое время, мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни.

После нескольких ударов, шестерня сошла. Для меня, это была победа профессионального плана. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа была намного проще предыдущей и я просто начал резать шестерню так, чтобы расплавленный метал не летел на блок шестерен.

Таким образом, я прорезал негодную шестерню практически до вала и потому с ее снятием с вала никаких трудностей не возникло. Однако, пришлось ждать, чтобы комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.

Для запрессовки подшипников, шестерен втулок и так далее, можно применять нагрев, но не выше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Сам раньше при запрессовке подшипников, клал их на электроплитку, закрытую железной пластиной, а на нее сверху ложил подшипники.

Проверял температуру, периодически прыская на них водой. Если вода начинала кипеть, значит пора набивать подшипник на вал. Брал подшипник войлочными рукавицами, надевал его на вал и легкими постукиваниями молотка ставил на место.

В этот раз, под рукой такой плитки у меня не было. Поэтому, положив шестерню на треногу, стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню, между делом присмотрел место, где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил металлическую полосу и кувалду.

После того, как вода на шестерне начала закипать, переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу, направил шпонку в шестерню. Затем, несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу и судя по звуку, вал сел на место. Тогда, не теряя времени, я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом, мне удалось перепрессовать шестерню на промежуточном валу.

Поставить остальные подшипники на вал и собрать КПП, большой проблемы для меня не составило. Затем, пришло время установить КПП на место. На все это у меня ушел целый день, но в понедельник машина была уже на линии.

Также, хотелось бы рассказать о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7-ой. Он позвонил мне и поинтересовался, что это может быть. Скорее всего, полетел передний подшипник первичного вала.

Коллега с 30-ю тоннами на 3 и 7 передачах, проехал около 40 км и разгрузился, а затем пустым вернулся домой, проехав еще 70 км. На стоянке снял КПП, а там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал.

Что можно сделать в такой ситуации? Подумали и пришли к выводу, что покупать вал и перепрессовывать шестерни — это долгая история. Поэтому, пошли другим путем. Сняли замочное кольцо держащее шестерню и купили новый подшипник, а также сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю.

Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр, вот за него в конус и зажал в патрон токарь вал, вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта, ходила у него несколько лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector