1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения — устройство и ремонт

Система охлаждения — устройство и ремонт

При работе двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Охлаждающая жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров и перекачивается через трубопровод в водяную полость правого ряда цилиндров. Охлаждающая жидкость поступает в головки цилиндров через отверстия в верхних плоскостях крепления блока цилиндров при очистке наружных поверхностей гильз цилиндров. Горячая жидкость поступает в коробку термостата у головок цилиндров и по водопроводным трубам направляется к радиаторам или на вход водяного насоса в зависимости от температуры.

Схема системы охлаждения КамАЗ

1 – вентилятор; 2 – сливной кран системы охлаждения; 3 – труба подводящая правого полу блока; 4 – патрубок подводящей трубы; 5 – головка цилиндров; 6 – выключатель гидромуфты привода вен­тилятора; 7 – коробка термостатов; 8 – патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 9 – патрубок отвода воды в отопитель; 10 – кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 – труба воздухоотводящая от радиатора; 12 – бачок расширительный; 13 – пробка паро-воздушная; 14 – трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 – трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 – комп­рессор; 17 – труба водосборная правая; 18 – труба водяная соединительная; 19 – труба водосборная левая; 20 – труба перепускная термостатов; 21 – насос водяной; 22 – колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 23 – термостат; I — в радиатор при открытых термостатах; II – в насос при закрытых термостатах; III — из радиатора.

Радиатор охлаждения

Разработаны радиаторы с интенсивным жидкостным охлаждением. На двигателе КАМАЗ 740 установлен трубчато-пластиковый радиатор. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Внутри сердцевины радиатора расположены вертикальные трубки, соединенные горизонтальными поперечными пластинами, которые обеспечивают жесткость и увеличивают поверхность охлаждения. Трубки сердцевины впаяны в верхний и нижний бачки. Верхний бачок соединен резиновым шлангом с полостью охлаждения двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в нижний бак через кран, который соединен шлангом с водяным насосом.

Жалюзи предназначены для регулирования потока воздуха через радиатор. [.]

Она предназначена для усиления потока воздуха через сердцевину радиатора. Крыльчатка состоит из пяти лопастей, закрепленных на ступице. Жидкостные муфты регулируют скорость вращения вентилятора.

В системе охлаждения термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости и ускоряет процесс прогрева после запуска двигателя. Двигатели КАМАЗ оснащаются термостатом с твердым наполнителем. В качестве примера термостата можно привести медный цилиндр, помещенный внутрь корпуса, заполненный медным порошком, смешанным с церезином (нефтяным воском). Сверху цилиндр закрывается крышкой. Между цилиндром и крышкой находится резиновая диафрагма, сверху которой расположен стержень, опирающийся на дужку, закрепленную на клапане с помощью оси.

Водяной насос

Водяные насосы осуществляют циркуляцию охлаждающей жидкости посредством принудительной циркуляции. Насос относится к центробежному типу. В блоке цилиндров насос установлен на шкиве коленчатого вала и приводится в действие ремнем. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы от вращения крыльчатки охлаждающая жидкость, находящаяся в нижнем бачке радиатора, поступает к центру корпуса насоса и выбрасывается через наружные стенки корпуса. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость поступает в полость охлаждения блока цилиндров.

Читайте так же:
Что такое кун на тракторе

Слабые места системы охлаждения

Течь антифриза в основном происходит через соединения патрубков, от растрескивания резиновых шлангов. Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Поэтому одно из слабых мест системы — патрубки. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается, возможен перегрев. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Второе слабыое место — термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, то жидкость движется через радиатор, это не даёт двигателю нагреться, и если ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить. Признаками переохлаждения двигателя являются: понижение охлаждающей жидкости менее 70?C, перерасход топлива, снижение мощности.

Следующее слабое место — вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система охлаждения не справится.

Признаками перегрева двигателя являются: высокая температура охлаждающей жидкости (более 100 градусов), сигнальные лампы, потеря мощности, прорыв пара через паропровод.

На попадание охлаждающей жидкости в систему смазки обычно указывает повышенный уровень масла в картере и пониженный уровень охлаждающей жидкости, но утечки отсутствуют. Причинами утечки охлаждающей жидкости в систему смазки являются утечки через уплотнения гильз цилиндров или поврежденные прокладки головки блока цилиндров. Неисправные уплотнения необходимо заменить.

Как узнать, сломан ли термостат: признаки

Несмотря на то, что неисправный термостат не будет единственной причиной аналогичных проблем в самом двигателе, а также проблем с печкой и отоплением салона автомобиля, вы можете быть уверены, что в 60-70% случаев возникнет одна и та же проблема.

Обычно при тех или иных обстоятельствах говорят, что клапан термостата застрял либо в полностью открытом, либо в полностью закрытом положении, хотя обычно существует некий компромисс: скажем, клапан термостата не полностью закрыт/открыт или открытие и закрытие происходит раньше или с задержкой, негерметичное уплотнение и так далее.

Помимо очевидных признаков, есть еще несколько, указывающих на неисправность термостата вашего автомобиля:

  • Датчик температуры показывает очень высокую температуру двигателя в течение первых 15 минут после запуска;
  • Наоборот, двигатель прогревается слишком долго;
  • Температура скачет или повышается слишком медленно даже в теплую погоду;
  • Под корпусом термостата имеется утечка охлаждающей жидкости (утечка жидкости в виде капель под автомобилем или в моторном отсеке).

Внимание! Поскольку некоторые неисправности термостата могут повредить двигатель (например, перегрев двигателя может привести к нарушению геометрии головки), важно обращать внимание на любое необычное поведение и не игнорировать предупреждения.

Проверка термостата

Давайте проверим это. Из-за среднего указателя температуры на приборной панели невозможно определить точную температуру охлаждающей жидкости.

По этой причине адаптер ELM327 устанавливается в диагностический разъём.

Читайте так же:
Как поставить термостат на мтз

Примечание. Можно также использовать другие адаптеры (например, K-line) или обычный бортовой компьютер, если он установлен в автомобиле.

В частности, нам нужно получить фактическую температуру охлаждающей жидкости из «мозгов» (ECU).

Вот снимок экрана из диагностической программы, который многое проясняет

Диагностика термостата

Вот график температуры. При температуре охлаждающей жидкости 75 градусов мы начали движение по прямой дороге. Температура быстро упала почти до 65 градусов в течение нескольких минут. На перекрестке температура поднялась до 72 градусов, когда мы стояли там некоторое время. После этого мы проехали по дворам, и температура менялась в зависимости от того, ехали мы или стояли.

Скорость автомобиля и температура охлаждающей жидкости тесно связаны. Очевидно, что термостат неисправен, исходя из этого факта.

Алорс, изменись.


Определение неисправности термостата без демонтажа

Как проверить термостат без снятия автомобиля:

  1. Определите, где находится термостат;
  2. Найдите трубку, соединяющую радиатор с термостатом

Определение температуры непосредственно на автомобиле

Если в течение первых нескольких минут шланг был холодным или слегка теплым, а затем температура внезапно повысилась, термостат работал правильно. Если двигатель работал медленно, клапан мог заклинить в открытом состоянии из-за медленного нагрева шланга. Если шланг не нагревается, существует риск заклинивания термостата в открытом состоянии. Более точно измерить состояние устройства можно, сняв термостат.

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Все автомобилисты слышали о термостате, но не все видели его вживую, что неудивительно,

Что такое термостат

Общеизвестно, что термостат — это устройство, предназначенное для поддержания статической (постоянной) температуры, как следует из названия, независимо от внешнего климата. В водонагревателях, холодильниках и многих других приборах и механизмах используются термостаты, в том числе без ободков. Автомобильные двигатели внутреннего сгорания также оснащены термостатами (с жидкостным охлаждением).

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Являясь частью системы охлаждения, термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости (антифриза): он ускоряет прогрев холодного двигателя и отводит тепло от горячего двигателя. Благодаря этому двигатель работает более эффективно и более комфортно для водителя, особенно зимой — без термостата печка почти все время дула бы холодным воздухом.

Конструкция термостата

Когда температура антифриза повышается или понижается, термостат перемещается в ответ на изменения во внешней среде. Для этого в нем имеется термопара, заполненная веществом, напоминающим воск — церезином, с добавлением медного порошка, графита или алюминия для лучшей теплопроводности. Церезин расширяется при определенной температуре, открывая клапан термостата. Термостат закрывается, когда двигатель остывает, из-за сжатия церезина.

Для каждой модели двигателя существует свое время начала движения клапана термостата и своя температура, когда он полностью открыт: обычно это 70-95°C и 90-100°C. На корпусе термостата есть указание температуры начала движения.

В зависимости от термостата, имеется либо одинарный, либо двойной клапан — последний

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Как работает термостат

Корпус термостата — это своеобразный тройник системы охлаждения, в центре которого термостат распределяет поток антифриза. В первый патрубок жидкость поступает из основного радиатора (и уже охлажденная), во второй она идет в обход для антифриза в двигателе, а в третий направляется к водяному насосу (помпе).

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор на мотоблоке

При холодном запуске двигателя температура антифриза равна температуре окружающего воздуха, что далеко от нормальной рабочей температуры двигателя (80-90 °С). Во время прогрева термостат перекрывает поток жидкости в радиатор, пропуская антифриз по так называемому малому кругу — через рубашку охлаждения двигателя. Повышение температуры заставляет термостат слегка приоткрыться, что приводит в действие основной радиатор, который, в свою очередь, активирует систему охлаждения. В промежуточном положении только часть жидкости направляется в радиатор, смешиваясь с горячей жидкостью, вытекающей из малого круга — что поддерживает оптимальную температуру двигателя.

Как только режима смешивания становится недостаточно для охлаждения двигателя, термостат открывается полностью, исключая из работы малый круг. В результате антифриз циркулирует только через радиатор. Когда температура снижается, клапан термостата закрывается, позволяя охлаждающей жидкости снова течь по малому круговому каналу.

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Постоянная температура двигателя важна не столько для обеспечения бесперебойной работы отопителя (хотя водитель чувствует это в первую очередь), сколько для обеспечения полного сгорания топлива, снижения токсичности отработавших газов и продления срока службы двигателя. Некоторые двигатели оснащены несколькими термостатами и/или термостатами с электронным управлением для более точного контроля температуры в каждом контуре охлаждения.

Причины и признаки неисправности термостата

Иногда термостат выходит из строя, просто заклинивая. Обычно это происходит из-за коррозии внутри радиатора

Существует три способа заглушить термостат: полностью открытый, закрытый или посередине. Двигатель будет перегреваться практически в любом режиме, если термостат полностью закрыт, заставляя антифриз циркулировать только вокруг двигателя по малому кругу. При полностью открытом заклинившем термостате двигатель будет долго нагреваться, а зимой даже не достигнет рабочей температуры.

Тем не менее, нелегко рассчитать температуру в помещении, находится ли термостат в среднем положении или нет. Поэтому в случае проблем с системой охлаждения термостат часто меняют профилактически, на всякий случай — чтобы исключить его из списка возможных причин. К счастью, это стоит недорого.

Другая распространенная проблема — утечка охлаждающей жидкости — связана не с самим термостатом, а с его прокладкой, которая со временем становится все менее эффективной для обеспечения герметичности. Если вы заменяете термостат, не забудьте заменить и прокладку, чтобы не пришлось сливать антифриз и разбирать систему охлаждения заново, если вы обнаружите утечку.

Как проверить термостат

Термостат можно проверить в домашних условиях после его снятия с машины. Его помещают в кипящую воду и наблюдают, открывается ли клапан. Термостат выглядит внушительно, но такая проверка дает мало информации — только то, что он остается подвижным. Но при какой температуре он открывается? Для того чтобы проверка дала какие-либо полезные результаты, необходимо использовать термометр для контроля температуры воды и сравнения ее с номинальной температурой открытия термостата.

Горячий и холодный термостат. Температура открытия

В магазинах можно купить термостат с разной температурой открытия: от 76-78 °С (холодный термостат) до 92-95 °С (горячий термостат). Обычно заводской термостат для системы охлаждения имеет температуру 82 или 88 °С. Если есть проблемы с системой охлаждения, хорошо использовать тот же термостат. Однако если вам необходимо регулировать температуру во время работы, вы можете установить нестандартный термостат.

Читайте так же:
Как отрегулировать сцепление на камазе

Если двигатель вашего автомобиля изначально очень горячий и склонен к перегреву под нагрузкой (например, из-за слишком тесного подкапотного пространства или маленького радиатора), вы можете немного улучшить его охлаждение, установив термостат с ранним открытием. В зимнее время горячий термостат может препятствовать охлаждению двигателя, что является распространенным вариантом тюнинга в Сибири.

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Используя онлайн-каталог запчастей, вы можете определить температуру оригинального термостата. Выберите свой автомобиль, найдите термостат на схеме системы охлаждения и посмотрите, какие аналоги предлагает интернет-магазин — у большинства производителей характеристики термостата указаны в артикуле. Температура открытия клапана указана непосредственно на корпусе термостата.

Езда без термостата

Знаете ли вы, можно ли ездить без термостата? Иногда с перегревом летом справляются, полностью удаляя термостат, заставляя работать большой контур охлаждения. Но так делать не обязательно. Помните, что основное назначение термостата — не охлаждать или нагревать двигатель, а поддерживать его тепловую стабильность. Без термостата не будет смешивания охлаждающей жидкости и перекрытия малого круга (что может вызвать локальный перегрев), нарушится расчетная циркуляция антифриза в системе. Более того, во многих режимах работы двигатель будет недогреваться, что иногда может быть не менее вредно, чем перегрев. Низкая температура двигателя (без термостата она может никогда не достигать 70 °C) негативно влияет на сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах: на двигателе образуется избыточный нагар, выходят из строя свечи, неисправны лямбда-зонды и нейтрализаторы отработавших газов. Поэтому, если ваш двигатель хронически перегревается, поставьте холодный термостат с ранним открытием, но не удаляйте его из системы полностью. Будьте внимательны к другим причинам перегрева, включая закупоренный радиатор, изношенную помпу, неисправный электродвигатель или муфту вентилятора.

Своевременно замените термостат, выберите правильную температуру открытия и замените прокладку — это предотвратит серьезные проблемы с двигателем.

Какие бывают неисправности?

Клапан термостата находится в частично открытом состоянии или «завис» полностью. Об этом будет свидетельствовать долгий прогрев до рабочей температуры. А зимой двигатель Исузу может не нагреться совсем. При исправных термостатах в блоке термостатов двигателя Богдан при температуре около 0ºС, как правило достижение рабочей температуры мотора при движении транспортного средства произойдет за 5 — 10 минут. Если температура за долгое время не поднимается выше 70ºС — это следствие неполного открытия термостатов. Как правило, летом это не столь заметно, кроме увеличенного расхода. А вот зимой в автобусе будет холодно, так как печка не будет работать.

О перегреве двигателя свидетельствует полностью оставшийся (заклиненный) в закрытом положении термостат в любом режиме движения от любой температуре воздуха и в даже при отрицательной температуре. В таком случае разбирается блок термостатов, и после проверки заклинивший термостат заменяется на новый. В случаях, когда термостат открывается не полностью, двигатель грузовика или автобуса может и не «закипеть» — большую роль играет режим эксплуатации автомобиля. В любом случае заклинивший термостат нуждается в замене.

Читайте так же:
Как перевезти трактор без документов

Как правило, термостаты выходят из строя не сразу и постепенно. Эту неисправность можно определить в зависимости от сезона. Если летом поломку термостата сложно заметить, то зимой сразу растет время прогрева автомобиля. Если зимой в салоне автобуса мерзнут пассажиры, а стрелка температуры после длительного прогрева указывает на значения ниже рабочей температуры — термостаты нужно проверить.

Способы проверки элемента

Вы можете самостоятельно проверить работу термостата непосредственно на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика надежна. Запустите полностью остывший двигатель и периодически ощупывайте нижнюю часть радиатора, а также трубку от нижней части радиатора обратно к двигателю.

Следующие индикаторы могут быть использованы для идентификации термостата:

  • При температуре антифриза 40-60 °C верхний подающий шланг начинает нагреваться, а нижний остается холодным;
  • При нагреве охлаждающей жидкости до 90-95 °C нагревается вся площадь теплообменника и нижний шланг, что указывает на то, что клапан открыт и жидкость течет по большому контуру.

Необходимо выполнить диагностику до того, как сработает датчик и вентилятор включится автоматически.

Нормативные отклонения интерпретируются следующим образом:

  1. Если входная и выходная трубки охладителя нагреваются одновременно, то термин

Последний пункт требует подтверждения, в отличие от первых двух пунктов. Если поток охлаждающей жидкости разделен на два потока, протекающих по разным контурам, трудно поставить однозначный диагноз. Ребра теплообменника нагреваются неравномерно, вентилятор теплообменника активен. Воздушная пробка в системе охлаждения проявляет аналогичные симптомы.

Чтобы четко проверить работоспособность термостата, его необходимо демонтировать с автомобиля. Разборка и диагностика производится в следующем порядке:

  1. Дайте двигателю остыть и слейте антифриз — сначала из блока цилиндров, а затем из радиатора. Удобнее опорожнять систему в широкую емкость с низкими стенками.
  2. Ослабьте зажимы, крепящие провода к термостату. Отсоедините их и извлеките компонент.
  3. Проверьте элемент, чтобы убедиться, что заслонка открыта. Если обнаружена неисправность, дальнейшая проверка бессмысленна — необходимо приобрести и установить новую деталь.
  4. Нагрейте на плите кастрюлю с водой. Когда температура будет близка к кипению, поместите термостат в кастрюлю и держите дроссель на виду. Он должен открыться немедленно.
  5. Снимите элемент с кастрюли. Термостат должен закрыть проход, как только он остынет.

Напоминание. Сразу после опорожнения системы охлаждения снимите шланг обогрева дроссельной заслонки. Охлаждающая жидкость будет вытекать через снятый шланг, когда вы будете заливать ее обратно.

Если заслонка не работает или заклинивает, ее необходимо заменить, так как она не подлежит ремонту. В связи с большим количеством поддельных деталей, доступных на вторичном рынке, рекомендуется предварительно протестировать новый термостат перед его покупкой. Палец следует поместить в выпускную трубу, а через впускную трубу продуть воздух. Чтобы этого не произошло, заслонка должна быть плотно закрыта.

Возьмите новую деталь домой и погрузите ее в кипящую воду. Если термочувствительный механизм не сработает, верните неисправную деталь в магазин или обменяйте ее на другую.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector