0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение букв и цифр на коробке автомат

Значение букв и цифр на коробке автомат

Коробка автомат — является одной из самых популярных вариаций КПП. У нее есть отличия от МКПП, в работе и обозначениях. При работе с ней можно увидеть разные пиктограммы и буквы, хотя значение последних носит общий характер. Также, разные производители могут немного различать свои буквенные обозначения. Эта статья поможет вам разобраться в обозначениях букв и в заводской маркировке.

Коробка автомат обозначения скоростей

Коробка автомат обозначения скоростей

Мы рассмотрим классические режимы, дополнительные и специальные. А также разберемся с типами коробок, чтобы ещё эффективнее разбираться в автомобилях. После нашей статьи вы сможете без труда разобраться, какой режим и в какой ситуации включать.

Специфика работы МКПП

Возможности каждой машины с МКПП зависят от передаточного числа, т.е. от того, какое количество передач доступно для регулирования скоростных режимов транспортного средства. Современные авто обычно комплектуются пятиступенчатыми МКПП.

Механические коробки передач производятся уже свыше 100 лет, сегодня их конструкция доведена практически до идеала. Они надежны, экономичны в обслуживании, неприхотливы в эксплуатации и легко ремонтируются. Пожалуй, единственный их минус – необходимость самостоятельно переключать передачи.

Коробка переключения передач тесно взаимодействует со сцеплением. При смене передачи водитель должен выжимать педаль сцепления, чтобы синхронизировать работу двигателя и валов, регулирующих повышение/понижение скорости.

Когда водитель выжимает сцепление и начинает переключать передачу, начинают работать вилки переключения передач, которые перемещают муфты в нужном для переключения направлении. При этом сразу же срабатывает замок (блокировка), который исключает возможность одновременного включения сразу двух передач. Если бы устройство не было оборудовано замком, то периодически вилки переключения передач могли бы цеплять сразу две муфты.

После того, как вилка задела муфту, она передает ей необходимое направление. Зубцы муфты и размещенной рядом на валу шестерни передачи соприкасаются, из-за чего шестерня блокируется. После этого сразу же начинается совместное синхронизированное вращение на валу, МКПП передает это вращение в двигательный агрегат, от него — на карданный вал и далее — на сами колеса. Вся эта процедура занимает долю секунды.

В том же случае, если ни одна из шлицевых муфт не входит во взаимодействие с шестерней (т.е. не блокирует ее), то коробка находится в нейтральном состоянии. Соответственно, движение вперед невозможно, так как силовой агрегат и трансмиссия находятся в разобщенном состоянии.

Механическая коробка переключения передач обычно оборудована удобным для руки рычагом, который специалисты называют «селектором». Выжимая рычаг в определенном направлении, водитель выбирает повышение или понижение скорости. Традиционно селектор переключения передач устанавливается на самой коробке в салоне автомобилей, либо же сбоку.

«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот» «автоматом», поскольку это разные вещи. Что ж, с одной стороны, такой упрёк не нов: рядовой потребитель вовсе не обязан знать профессиональную терминологию, ему главное – ощущение от езды. С другой, мы подумали и решили всё-таки дать пояснения по этому вопросу, благо изрядная часть нашей аудитории не приемлет гаражный сленг и желает знать, как на самом деле «правильно», как по науке.

В от с науки и начнём, и не с какой-нибудь, а с «Теории автоматического управления», именно она поможет нам разобраться с коробками – основы ТАУ дают студентам практически любой инженерной специальности. Нет-нет, мы вовсе не собираемся грузить читателей принципами работы регулятора Уатта и описанием пропорционально-интегрального закона как одного из принципов автоматического регулирования систем. ТАУ предлагает куда как более простые постулаты, некоторые из которых мы адаптируем для пояснения несложного, казалось бы, и ясного как день вопроса: чем отличается автомобиль с ручной коробкой от автомобиля с автоматической?

Читайте так же:
Как берут займы на чужой паспорт?

С ответом спешить не будем, а уточним, что ТАУ определяет разбивку всех систем по типу управления на следующие: «ручные», «полуавтоматические» и «автоматические». Что это означает в приложении к автомобилю? Это означает, что если водитель:

  • А – сам выбирает передачу — скажем, решает, что вот сию секунду нужно перейти с третьей на вторую или с шестой на седьмую, и
  • Б – сам переключает ступень с помощью механического привода, на одном конце которого – рука водителя, на другом – каретка синхронизатора.

. то коробка по критерию «тип управления» классифицируется как «ручная».

Рукоятка переключения передач porsche_911

Рычаг переключения передач автомобиля Porsche 911

Сразу перескакиваем на третий случай – «автоматические». Простая логика подсказывает обратное: если электроника думает за водителя по полной программе, при этом

  • А – выбирает ступень, то есть, сама решает, куда переключиться в данный момент – вверх или вниз, и
  • Б – сама осуществляет это переключение.

. стало быть, перед нами коробка передач, которая по критерию «тип управления» классифицируется как «автомат» или «автоматическая».

Opel-Insignia_Country_Tourer-2018-1600-69

Селектор коробки передач автомобиля Opel Insignia Country Tourer 2018

С вариантом «полуавтоматическим» сейчас знакомы большей частью гонщики — скажем, управляющие болидами Формулы-1. За водителем в данном случае остаётся только выбор ступени: водитель даёт сигнал – замыкает контакт, а электроника, следуя этому указанию, уже производит сам процесс включения передачи с помощью сервопривода.

Из всего изложенного напрашивается простой вывод: тип коробки передач по критерию «тип управления» не подразумевает ровным счётом никаких конструктивных особенностей той части коробки, в которой трансформируется момент. Это важно, потому что одна и та же коробка, как мы покажем ниже, по критерию «тип управления» будет «автоматической», а по критерию «тип трансформации момента» — «механической». Может ли такое быть?

Коробки0 (2)

“Механическая” и “ручная” — это одно и то же?

Да, ещё как может! Только для начала давайте зададимся вопросом, правильно ли называть «ручные» коробки «механическими» — вроде бы, это давно вошло в обиход. Да, мы к этому привыкли, поскольку в 80-е, 90-е и первой половине 2000-х широкий потребитель практически не знал других автоматических коробок кроме гидромеханических, представляющих собой пару гидротрансформатора и планетарного редуктора.

13C766_01

Автоматическая коробка передач 9G-TRONIC Mercedes-Benz

Здесь оговоримся сразу: в рамках настоящего материала мы не рассматриваем эволюцию конструкции коробок. Малой серией порой выпускали такую всячину, что народ недоумевал: зачем? В любом случае, об этом мы напишем отдельную статью, там будет о чём поговорить. Произошедшая подмена «ручные — значит механические» ничего плохого не несёт, тем более, что во многом это отражало потребительскую картину автомобильного мира в три десятилетия до середины двухтысячных.

Opel-Corsa-2015-1600-66

Механическая коробка передач МТ6 Opel

Между тем, слово «механический» по критерию «тип преобразования момента» означает, что крутящий момент в коробке увеличивается или уменьшается без применения пневматических, электрических или иных устройств, кроме механических. Проще говоря, крутящий момент, поступающий в коробку, меняется за счёт взаимодействия двух любых «железок». Обратите внимание, что мы говорим «железки», а не «шестерёнки»: этот критерий группировки коробок передач уже напрямую увязан с конструкцией агрегата.

Трёхвальные и двухвальные

Итак, конструкция. Начнём с «ручных» коробок, поскольку здесь есть свои особенности. В применении к ним мы часто слышим: «двухвальная» или «трёхвальная». Это очень интересный термин, который поменял значение с течением времени. Когда-то он означал количество валов, участвующих в передаче мощности на ступенях переднего хода. Сейчас он означает количество пар шестерен, через которые передаётся момент на одной передаче переднего хода. У трёхвальных коробок таких пар две: шестерни первой пары размещаются на входном и промежуточном валах, шестерни второй – на промежуточном и выходном. У двухвальных коробок такая пара одна. То есть, количество валов, физически имеющихся в коробке, здесь совершенно ни при чём.

Читайте так же:
Как определить течь масла в двигателе?

13C55_02_

Механическая коробка передач Mercedes-Benz GLA

Напомним, что ещё задолго до появления фольксвагеновских DSG, где ведомые шестерни чётных передач размещаются на одном валу, а нечётных – на другом, ручные коробки стали делать с двумя выходными валами – просто для того, чтобы увеличение количества ступеней не влияло на увеличение длины, а проще говоря, чтобы коробку было легче разместить под капотом при поперечной компоновке силового агрегата. Само собой, ни о каком «преселективном» включении ступеней речи здесь не шло.

Трёхвальные коробки – традиционные, от них стали отказываться по мере вытеснения продольной компоновки компоновки подкапотного пространства на легковых автомобилях от А до D класса поперечной. Типичный её признак – наличие передачи с передаточным числом 1,0, когда момент передаётся без участия шестерен: минуя промежуточный вал. Передача эта – компромиссная, поскольку при расчёте это число всегда получается или больше, или меньше единицы. Со временем всё большую территорию стали отвоёвывать двухвальные коробки, которые, с одной стороны, дают меньший габарит, а с другой, инженеры, проектируя их, избавлены от необходимости вынужденного применения передачи 1,0.

«Гидро» без «механики»

Возвращаемся к группировке коробок по критерию «трансформация крутящего момента». Наличие гидравлического звена (гидротрансформатора), в котором на части режимов изменяется момент, автоматически относит коробку к типу «гидромеханических», при этом совершенно неважно, как устроена та часть коробки, которая идёт после гидротрансформатора – это может быть и планетарный редуктор, и… вариатор. Да-да, эпитет «гидромеханический» настолько прочно закрепился за классической конструкцией «автомата», состоящего из гидротрансформатора и планетарного редуктора, что по инерции ни к какой другой коробке мы его уже не применяем. А зря.

DB02_60792_large

Схема передачи крутящего момента коробки передач DSG Volkswagen

Эксперты Росстандарта при выдаче сертификата, позволяющего продавать новые автомобили (одобрение типа транспортного средства, ОТТС), обязательно определяют конструктивный тип трансмиссии. Скажем, для версии Nissan Qashqai с вариатором это «гидромеханическая».

Между тем, бывают и коробки передач, сконструированные на базе вариатора, которые нельзя отнести к «гидромеханическим» по той простой причине, что между двигателем и шкивами вариатора нет гидравлического узла, изменяющего момент. А что же там есть? Как правило, это два мокрых многодисковых сцепления, одно из которых отвечает за передний ход, а второе переключает поток мощности на задний. Похожая вариаторная коробка установлена, к примеру, на Lifan X70, у которого в графе «трансмиссия» одобрения типа транспортного средства указано: «механическая».

И вот тут мы подошли к важному моменту: в зависимости от критерия группировки коробок передач, вариаторная коробка без гидротрансформатора может быть одновременно и «механической», и «автоматической». «Механической» она может быть по типу трансформации крутящего момента – в её конструкции отсутствует гидротрансформатор, «автоматической» — по типу управления. А давайте зададимся вопросом: может ли вариаторная коробка быть и «механической», и «ручной»?

Jaguar-XF_Sportbrake-2018-1600-77

Селектор коробки передач автомобиля Jaguar XF Sportbrake 2018

Оказывается, может! Водителю для этого понадобится рычаг с приводом, раздвигающим и сдвигающим половинки пары шкивов – ведущего и ведомого, и не более того. Надобности в этом нет никакой, поэтому такого огорода ни один автопроизводитель городить не станет, однако никаких технических препятствий к организации ручного управления вариатором нет.

Читайте так же:
Что такое датчик парковки в видеорегистраторе?

“Робот” — это “автомат”?

Теперь давайте попробуем самостоятельно определить тип упомянутой коробки концерна Volkswagen, которая для автомобилей марки VW имеет аббревиатуру DSG, то есть, direct shift gearbox. С одной стороны, водитель машины с коробкой DSG не выбирает передачу и не включает её — стало быть, по типу управления, коробка «автоматическая». В конструкции коробки нет гидротрансформатора – на его месте стоят либо два сухих сцепления, либо два пакета фрикционов, работающих в масляной ванне. Стало быть, по типу трансформации крутящего момента DSG – это типичная механическая коробка, что и фиксирует ОТТС на любую из моделей концерна VW с таким агрегатом — скажем, на Skoda Octavia.

DB2008AU00003__large

Коробка передач DSG Volkswagen

Уточним, что в потребительской среде российских автовладельцев такие коробки принято называть «роботами». Откуда это пошло? От бездумного перевода западных пресс-релизов и статей. Опять же, если отдельно взятый потребитель представляет себе конструкцию, которую он называет «роботизированной коробкой», то ничего плохого в этом нет, максимум, что может случиться – его не поймут, ведь слово «роботизированный» в применении к трансмиссии не несёт ровным счётом никакого типа конструкции или принципа действия коробки.

Речь может идти как о коробках типа double clutch transmission (то же, что и DSG, только общее название), так и о коробках single clutch transmission, то есть, об агрегатах с одним автоматически срабатывающим сцеплением. Такие коробки были распространены ещё некоторое время назад: например, коробку Easytronic широко применяли в Opel.

2003096-il6anomfc4

Коробка передач Easytronic Opel

Наконец, «роботизированными» коробками часто называют и такие, в которых часть функций по включению передачи берёт на себя электроника. Такие агрегаты хотя и не часто, но встречались на рынке. Скажем, коробка Porsche Sportomatic, разработанная ещё в конце 60-х: у машины было две педали – газ и тормоз, при этом сцепление срабатывало автоматически, когда водитель обычным рычагом переключал каретки синхронизаторов из одного положения в другое. Все нагрузки при этом сглаживал гидротрансформатор.

В общем, давайте говорить правильно! А теперь вернёмся к вопросу, с которого мы начали статью: что же отличает автомобиль с ручной коробкой от машины с «автоматом»? Ответ прост: количество педалей. В первом случае их три, во втором – две. Собственно, это и есть главный вывод, который нужно запомнить, остальное – детали…

Система блокирования селектора и ключа зажигания

Система блокирования селектора и ключа зажигания

Система блокирования селектора и ключа зажигания. 1 — выключатель стоп-сигналов, 2 — электромагнитный клапан блокировки ключа зажигания, 3 — выключатель разблокировки селектора, 4 — выключатель блока управления блокировки селектора, 5 — электромагнитный клапан разблокировки селектора, 6 — электронный блок управления АКПП, 7 — блок управления блокировкой селектора.

Проверка блокировки селектора

(Модели с фиксатором селектора)

1. Поверните ключ зажигания в положение «ON».

2. Переведите селектор в положение «Р» и отпустите фиксатор селектора.

3. Убедитесь, что в этом положении селектор заблокирован.

4. Удерживая педаль тормоза нажатой, убедитесь, что селектор свободно перемещается во все положения.

5. При заблокированном селекторе нажмите на кнопку выключателя разблокировки селектора и убедитесь, что селектор разблокирован.

(Модели без фиксатора селектора)

1. Поверните ключ зажигания в положение «ON».

2. Переведите селектор в положение «Р».

3. Убедитесь, что в этом положении селектор заблокирован.

4. Удерживая педаль тормоза нажатой, убедитесь, что селектор свободно перемещается во все положения.

Проверка блокировки ключа зажигания

1. Переведите ключ зажигания в положение «АСС».

2. Разблокируйте селектор, нажав на кнопку выключателя разблокировки селектора, и переведите селектор в любое положение, кроме «Р».

Читайте так же:
Сколько баллов егэ английский?

3. Убедитесь, что ключ зажигания нельзя перевести в положение «LOCK».

4. (Модели с фиксатором селектора) Переведите селектор в диапазон «Р» и отпустите фиксатор на селекторе. Затем нажмите и удерживайте фиксатор на селекторе.

5. (Модели без фиксатора селектора) Убедитесь что ключ зажигания нельзя перевести в положение «LOCK».

6. (Модели с фиксатором селектора) Отпустите фиксатор и убедитесь, что ключ зажигания свободно перемещается в положение «LOCK».

7. (Модели без фиксатора селектора) Переведите селектор в диапазон «Р» и убедитесь, что ключ зажигания можно перевести в положение «LOCK».

Проверка электромагнитного клапана разблокировки селектора

1. Отсоедините разъем электромагнитного клапана и убедитесь, что соленоид срабатывает при подаче напряжения аккумуляторной батареи на выводы «SLS+» (+12 В) и «SLS-» (-12 В).

Примечание: проводите проверку за короткий промежуток времени.

Проверка электромагнитного клапана блокировки ключа зажигания

1. Отсоедините разъем электромагнитного клапана и убедитесь, что соленоид срабатывает при подаче напряжения аккумуляторной батареи на выводы «KLS+» (+12 В) и «KLS-» (-12 В).

Примечание: проводите проверку за короткий промежуток времени.

Проверка выключателя разблокировки селектора

1. Отсоедините разъем и убедитесь в наличии проводимости между указанными выводами согласно таблице.

Проверка блока управления блокировки селектора

1. Убедитесь, что напряжение на выводах разъемов блока управления соответствует значениям, указанным в таблице «Напряжение на выводах разъема блока управления блокировкой селектора».

Примечание: перед проведением проверки убедитесь, что напряжение аккумуляторной батареи 10-14 В.

Особенности запуска автомобиля с АКПП

Автоматическая трансмиссия зачастую позволяет запустить двигатель только в двух положениях: нейтраль «N» и долговременная остановка «P». На некоторых моделях, прежде чем перевести рычаг в положение «Р», нужно повернуть ключ зажигания. Тогда рычаг и рулевое колесо будут разблокированы. В противном случае могут повредиться детали селектора, что приведёт к неисправности всей автоматики. Можно тут посмотреть про ремонт АКПП в СПб, однако лучше сразу пригнать автомобиль в надёжный сервисный центр.

Перед началом движения важно прогреть двигатель, установить рычаг селектора на нужную позицию и только потом, после лёгкого толчка, нажать на педаль газа. При каждом переключении передачи двигатель будет немного снижать обороты.

Современный селектор АКПП оснащён системами защиты от самопроизвольного переключения режимов. Особая схема переключения, блокирующая кнопка, уникальный метод «утапливания» рычага перед переключением, переключение только при нажатии на педаль тормоза – все эти методы позволяют защитить автоматику от неприятных случайностей.

Виды селекторов для АКПП

  • Подрулевой – тип селектора американских автомобилей. Компактный и удобный рычаг позволяет разместить впереди ещё одно пассажирское сидение.
  • Кнопочный – селектор, расположенный на приборной панели. Встречается в автомобилях японских производителей, которые выпускаются для американского или внутреннего рынка.
  • Напольный – современный селектор европейских автомобилей.

Почему не снимается с паркинга в АКПП

Первым делом надо проверить, горят ли стоп сигналы (тормозные фонари) сзади. Если не горят, то надо проверить предохранитель СТОП. Предохранитель — это самая частая причина выхода из строя оборудования, поэтому проверять надо с него, причем это и самый легки ремонт. Предохранитель СТОП находится в блоке предохранителей в салоне или под капотом.

Если предохранитель исправный, никаких прогаров нет, то следом надо проверить включатель тормозных сигналов. Контакты часто окисляются и являются причиной нарушения цепи, из-за чего не горят фонари тормозов.

Если включатель тормозных сигналов полностью исправен, то дальше надо проверить тросик управления АКПП. Бывает так, что метки сбиваются и надо заново настраивать.

Если тросик исправен, то проверяем датчик селектор (рычаг) переключения. При наличии проблем, его надо заменить.

Если датчик в норме, то проверяем сам АКПП. Диагностика автоматической коробки проверяется специальным сканером, при подключении которого на экране подключенного ноутбука или телефона появится код ошибки, который надо расшифровать.

Читайте так же:
Где находится пароль и логин от Ростелекома чтобы вести его на телевизор?

Тест коробки автомат до 1998 года выпуска сканером OBD-1 или OBD-2 проводят в следующем порядке:

  1. Прогреть мотор, поездить со скорость выше 20 км/ч.
  2. Остановиться. Заглушить мотор. Ключ зажигания оставляем в замке.
  3. Включить зажигание, но не запускать стартер.
  4. Выключить зажигание.
  5. Поставить селектор в положение Д, применяя аварийную кнопку. Включить также hold. При этом Power не надо трогать.
  6. Включить зажигание.
  7. Селектор выставляем в положение 3 и выключаем hold.
  8. Ставим селектор в положение 2 и включаем hold.
  9. Селектор ставим на 1 положение и выключаем hold.
  10. Нажать на педаль газа на 2/3, то есть больше половины. Подождать 4 секунды.
  11. Наблюдаем за индикатором Power. При моргании замедленном, то надо прочитать ошибки. Если моргает Power часто, то ошибок нет.

Текст АКПП с годом выпуска позже 1998 года:

  1. Включить зажигание.
  2. Выключить зажигание.
  3. Включить зажигание.
  4. Ручку коробки передач поставить в положение 1.
  5. Выключить зажигание.
  6. Включить зажигание.
  7. Ручку в положение 2.
  8. Ручку в положение 1.
  9. Ручку в позицию 2.
  10. Ручку в позицию 3.
  11. Ручку в положение D.

Смотрим на индикаторы.

Вот примеры ошибок:

11 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана а
12 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана b
13 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 3
14 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 2
15 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 1
21 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика температуры atf
22 обрыв, короткое замыкание в цепи измерителя массы воздуха
23 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика оборотов двигателя
24 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана c
25 обрыв, короткое замыкание в цепи сигнала управления крутящим моментом
31 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки
32 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 1 скорости автомобиля
33 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 2 скорости автомобиля

75 АКПП Некорректная последовательность переключения. Требуется диагностика АКПП.
79 АКПП Перегрев АКПП, необходима диагностика АКПП.
81 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 2-3; необходима диагностика АКПП.
82 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 1-2; необходима диагностика АКПП.
83 АКПП Цепь соленоида ТСС — высокое напряжение на соленоиде при активации; необходима диагностика АКПП.
84 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 3-2; необходима диагностика АКПП.
85 АКПП Заклинивание соленоида TCC — необходима диагностика АКПП.
90 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида ТСС; необходима диагностика АКПП.

Полуавтоматическая коробка передач (IVT)

Такая система включает в свою конструкцию классическое сцепление, но которое контролируется компьютером. Благодаря этому автомобиль становится мягче и упрощает процесс вождения. По желанию автолюбителя IVT может быть переключена в полностью ручной режим. Представителями такого типа КПП являются коробки с двойным сцеплением и секвентальная коробка.

Назначение и типы коробки передач напрямую зависят от стоимости автомобиля, его характеристик и класса. Водитель, приобретающий автомобиль, должен учитывать, что стоимость ремонта разных КПП отличается, как и их конструкция. Отсюда исходит, что самым выгодным вариантом являются типы МКПП, но она не такая удобная, как “автомат”. Поэтому у каждого конструкционного решения есть плюсы и минусы.

Независимо от КПП, каждому водителю требуется пройти курсы экстремального вождения в Москве или любом другом городе. Только так вы сможете почувствовать всю машину и быстрее к ней привыкнуть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector