Расшифровка маркировки автошин в таблицах
Первое, что необходимо рассмотреть – это типоразмеры покрышек, которые расшифровываются следующим образом:
- наружный (посадочный) диаметр обода в дюймах может быть 15,14,5, 14 и 13;
- серия в % — 70 и 60. Если цифры и черты нет, тогда ширина более 80;
- радиальная ширина – R;
- при производстве диагональных покрышек буква D не ставится;
- легкогрузовые обозначаются буквой С в странах СНГ и LT в остальном мире;
- ширина профиля в миллиметрах/дюймах – 225, 195, 175 и 155/6,45 и 6,15.
Наглядно изучить маркировку и расшифровку шин поможет таблица, приведенная ниже.
Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.
E | Шины для землеройных машин (Earthmovers) |
---|---|
L | Шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers) |
G | Шины для грейдеров (Graders) |
Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.
Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
E-1 | Ребристый | Обычная | На не ведущих колесах, чаще всего устанавливается на управляемых мостах самосвалов |
E-2 | Повышенного сцепления | Обычная | Может устанавливаться на любые оси и чаще всего применяется на скреперах с элеваторной загрузкой |
E-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошей устойчивостью к повреждениям камнями и хорошим сцеплением. Преимущественно используется на самосвалах с задней разгрузкой и с разгрузкой через дно, скреперах и мобильных кранах. Может устанавливаться на любых осях. Имеет хорошую теплостойкость и применяется на машинах, транспортирующих грузы на большие расстояния и с высокой скоростью |
E-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Имеет глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эта шина имеет более длительный срок службы и повышенную стойкость к повреждениям. Преимущественно используется на любых осях транспортных средств в горной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки по скалистому грунту |
E-7 | Для сыпучей поверхности | Мелкая | С ребристым рисунком протектора, предназначена для техники, которая работает на мягких песчаных грунтах |
Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.
Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
L-1 | Повышенного сцепления | Обычная | Обладает максимальным сцеплением на песчаных и мягких грунтах |
L-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошим сцеплением и сопротивлением воздействию горной породы; предназначена для погрузчиков |
L-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Благодаря утяжеленному протектору обладает более высоким сопротивлением повреждениям от воздействий горной породы, протектор также служит дольше по сравнению с шинами для погрузчиков |
L-4S | Гладкий | Глубокая | В горнорудной промышленности для техники, эксплуатирующейся под землей в тяжелых условиях; обладает исключительно прочным протектором |
L-5 | Для каменистой поверхности | Сверхглубокая | Для погрузчиков, работающих на скалистых поверхностях; благодаря утяжеленному протектору обладает повышенным сопротивлением воздействию горных пород |
L-5S | Гладкий | Сверхглубокая | Имеет высокую устойчивость к повреждениям; применяется на скалистых поверхностях и на подземных машинах в горнорудной промышленности; более всего подходит для эксплуатации с защитными цепями на горячем шлаке и в тяжелых условиях засыпных работ |
Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.
В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).
Дополнительные данные о шине
Кроме приведенной уже информации, на покрышке могут содержаться и другие сведения, среди которых стоит отметить:
- Указание направления вращения. Это значит, что при установке колеса с такой шиной надо соблюдать данное требование.
Вот в основном и вся информация, которую надо знать водителю при выборе шин. Дополнительные сведения о типах резины и маркировке покрышек можно получить при просмотре видео:
Правильный подбор шин для автомобиля зачастую является определяющим при его поведении на дороге. Выбирать приходится из большого количества самых разнообразных моделей, порой сравнивая изделия различных производителей. И при этом существенную помощь окажет нанесенная на боковой поверхности шины маркировка.
Цветная маркировка
Выше было описано, что означает маркировка на шинах автомобиля в виде букв и цифр. Некоторыми производителями также используются и цветные маркеры в виде красных, белых и желтых кружков или треугольников:
- красный маркер указывает самое жесткое место покрышки;
- белый маркер указывает, где боковина самая гибкая;
- желтый маркер обозначает самое легкое место (оно должно располагаться напротив вентиля).
Цветные линии на поверхности покрышек – это заводская маркировка, которая упрощает складирование шин с одинаковыми характеристиками.
Типоразмер
При выборе покрышки для грузовика нужно смотреть не только на цену, но и на размер изделия. Этот параметр указывается на боковой части с помощью стандартных обозначений. По ним легко определить диаметр, высоту / ширину профиля, назначение и другие особенности шины.
Для примера рассмотрим классический для грузовых машин размер —385/70 R22.5. По этой записи можно сделать вывод, что шина имеет 22,5 дюйма диаметр, ширину профиля в 385 мм и высоту — 70 мм. Символ R обозначает радиальность конструкции.
Дополнительно к этим цифрам указывается посадочный параметр в дюймах и индекс нагрузки. Последний указываются в виде двух цифр, к примеру, 140/142 применительно для спаренных осей. Также указывается буква с индексом скорости. Подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже.
Диагональные шины не имеют специальной маркировки или между шириной / высотой профильной части ставится знак тире. Что касается полнопрофильной резины, ее легко распознать по надписи «00». Это свидетельствует о 100-процентном отношении высоты к ширине.
Сравнение расчетных данных
Размеры, запрашиваемые шинным калькулятором для выполнения расчетов
Самостоятельная расшифровка размеров шин требует определенной точности расчетов. Проверить, правильно ли сделан перевод величин с сантиметров в дюймы и наоборот можно с помощью шинных калькуляторов. С их помощью можно также узнать, сколько типоразмеров покрышек подходит для определенной модели автомобиля.
Шинные калькуляторы легко отыскать в интернете, они, как правило, имеют американские и европейские системы типоразмеров одновременно. Поэтому, введя размеры покрышек, рекомендованных заводом-изготовителем автомобиля в метрической системе, есть возможность получить перечень авторезины американского и европейского образца. Это очень удобно, при необходимости выбрать торговую марку интересующей резины, а также просмотреть возможность изменения размеров шин, рекомендованных производителем. При использовании шинных калькуляторов необходимо учитывать погрешность, возникающую из-за округлений, поэтому лучше перевести интересующие размеры вручную, затем сверить их с вариантами, просчитанными интернет-ресурсом.
Интересные факты
За время существования резиновых покрышек для движущихся средств было немало интересных историй и удивительных фактов. Вот только некоторые из них:
- ширина шины БелАЗа превышает один метр, а её высота — 3,5 метра. При этом масса этой покрышки 5460 кг;
- самая большая покрышка компании Michelin имеет 63-дюймовый радиус и стоит 60 000 долларов;
- на съёмках фильма «Тройной Форсаж: Токийский дрифт» сожгли более 2000 покрышек компании «Toyo Tire»;
- в 1959 году выдан патент на колёса квадратной формы. Они действительно могли ездить по поверхности и предназначались для военной техники. Особенность их была в креплении под нестандартным углом и необычной работе подвески.