0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности упрощённого производства по административным делам

Особенности упрощённого производства по административным делам

В недавно вышедшем Постановлении Пленума ВС РФ № 42 рассмотрены многие спорные вопросы упрощённого производства по административным делам. В каких случаях дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке, можно ли обжаловать решение и какие обязанности есть у участников дела — рассказал эксперт-юрист «Что делать Консалт» Александр Новиков.

На практике при рассмотрении дел в упрощённом порядке могут возникать сложности, связанные с применением норм Кодекса административного судопроизводства в связи с недостаточным урегулированием. Некоторые спорные вопросы упрощённого производства по административным делам получили разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» (далее – Постановление).

Что такое упрощённое производство?

Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].

Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?

С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:

  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
  • заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Помимо указанных выше ситуаций, могут быть рассмотрены в порядке упрощённого производства также дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Разъяснения по категории нормативно-правовых актов, которые могут рассматриваться в порядке упрощённого производства, даны в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» .

Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.

Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].

Читайте так же:
Как привязать брелок к сигнализации Challenger?

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).

Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства

При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].

Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).

В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:

  • рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
  • отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

Обжалование решения

Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.

При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.

Читайте так же:
Как найти в Вацапе по номеру телефона?

Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.

На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

Случаи составления

Протокол, составленный ГИБДД, — очень важный документ, предназначенный для регистрации произошедшего административного правонарушения. Несмотря на описание сути нарушения, документ не является его доказательством, а лишь одним из этапов рассмотрения дела. На его основе также будет составлено постановление, в котором будет указана санкция за совершенное деяние. Если правонарушение не имеет отношения к делу, решение сразу же выносит на месте дорожная полиция, в остальных случаях — суд.

Протокол составляется в следующих случаях:

  1. Дела рассматриваются исключительно судьей (например, о лишении прав).
  2. Отсутствие согласия водителя, нарушившего какой-либо пункт ПДД.
  3. Совершение преступления курсантом, сержантом, матросом, солдатом.
  4. Нарушение совершено лицом, не достигшим совершеннолетия.

Основное отличие этого документа от постановления состоит в том, что предполагаемый преступник может указать свое видение ситуации в специальной области и объяснить свое поведение, выразив несогласие с заключением инспектора.

Содержание жалобы напостановление за езду по обочине

Жалоба составляется в письменной форме с указанием следующих данных:

  • наименование и адрес местонахождения вышестоящего органа/суда;
  • сведения о заявителе;
  • сведения о дополнительных участниках административного производства (при наличии);
  • номер и дата постановления об административном правонарушении;
  • размер административного штрафа или срок лишения права управления транспортными средствами;
  • основания для обжалования постановления об административном правонарушении;
  • доказательства, подтверждающие нарушение норм законодательства РФ;
  • требование заявителя (прекращение административного производства по делу, приостановление исполнения постановления и т.д.);
  • и иные сведения.

Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем при наличии данных полномочий.

К жалобе также могут быть приложены различные документы, фотографии, аудио- и видеозаписи, подтверждающие право лица обжаловать постановление.

Согласно п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Как дела у героев Onlíner

Эта история произошла в марте 2021 года. По информации МВД, 25 марта сотрудники Госавтоинспекции выявили 43 транспортных средства, водители которых нарушали правила пользования звуковыми сигналами. По всем фактам был начат административный процесс. В ГАИ Минска сообщали о том, что водителей лишают права управления транспортными средствами за необоснованную подачу звукового сигнала.

Наш читатель Петр рассказывал тогда, что получил от ГАИ протокол, составленный по части 4 статьи 18.13 Кодекса об административных правонарушениях. Полностью формулировка в КоАП звучит так: «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия». Нарушение влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до 1 года или без лишения.

Читайте так же:
Что поставить на Apple TV?

Выдержка из протокола: «…управляя вышеуказанным автомобилем, двигался вблизи дома №1е по проспекту Дзержинского со стороны 1-го Извозного переулка в направлении площади Богушевича в городе Минске, подавал звуковые сигналы, не связанные с предотвращением дорожно-транспортного происшествия, в месте проведения массовых мероприятий, чем нарушил правила пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия».

Автомобилист с этим был категорически не согласен.

— Сигнал я не подавал и в указанном в протоколе месте не был. Никто меня не остановил, протокол прислали на следующий день в Telegram, а вместе с протоколом — повестку, — говорил он.

В результате было вынесено решение не в пользу водителя.

— Получил 3 базовые штрафа и лишение прав на 12 месяцев, — рассказывал Петр.

«Я более чем за полгода сумел отвоевать свои водительские права»

Постановление, согласно которому Петра лишали права управления транспортными средствами, было датировано 27 марта.

— Я нанял адвоката, стал собирать доказательства своей невиновности и готовить соответствующую жалобу. В материалах административного дела изначально было много нестыковок. Например, в протоколе от 26 марта было указано, что я управлял автомобилем вблизи дома №1е по проспекту Дзержинского, а в постановлении от 27 марта о наложении административного взыскания был указан уже иной адрес: проспект Дзержинского, 45. А из доказательств моего якобы правонарушения у ГАИ было только сообщение анонимного лица, что, насколько я понимаю, не может служить даже поводом к началу административного процесса, — рассказал Петр.

При помощи адвоката он подал жалобу — соответственно, постановление ГАИ не вступило в силу, водительские права сохранялись до момента рассмотрения жалобы судом.

— Главным доказательством моей невиновности среди прочего были данные системы противоугонной сигнализации, которая установлена на моем автомобиле. Сигнализация позволяет в любой момент времени запрашивать координаты автомобиля. В приложении на мобильном телефоне или компьютере можно увидеть карту перемещений автомобиля за любой период, видеть места остановок и заправок, температуру двигателя, уровень напряжения аккумулятора и другие параметры. Но к материалам дела невозможно приложить мобильный телефон, компьютер или распечатки с них. Нужны строгие документы с указанием места нахождения автомобиля 25.03.2021 в 18:29, подписанные представителем производителя сигнализации, который своей подписью и печатью подтвердит достоверность данных сведений, — продолжил собеседник.

Сигнализация произведена в России, а в Беларуси есть официальный представитель производителя — к нему Петр и обратился.

— Я рассказал о сложившейся ситуации и попросил выдать справку о месте нахождения автомобиля в указанное время. Мне отказались выдать необходимые документы. Тогда я через адвоката отправил запрос в компанию — производитель моей сигнализации в Россию, и мне из Калуги прислали все запрашиваемые документы, которые я впоследствии приложил к жалобе в суд, — сказал наш читатель.

Нам доверяют сдачу отчётности

С Экстерном работаем почти 15 лет, система устраивает полностью. Нравится, что Экстерн своевременно обновляется в связи с изменениями законодательства. Пользуемся шифрованием отчетности на ключ администратора — очень нужная возможность, учитывая, что отчетность сдается большим кругом лиц. Удобно, что есть выгрузка списков отправленных отчетов в Excel, также пользуемся в работе Таблицей отчетности.

Заместитель начальника управления налогообложения

Работаем с Экстерном более 10 лет. Значительно упрощает работу то, что можно формировать отчеты по прибыли за подразделения одним действием — на основании отчета по головной организации. Отличная опция! Также пользуемся Коннектором, он существенно облегчает отправку большого количества документов при ответе на требования.

Читайте так же:
Как добавить приложение по умолчанию?

Заместитель главного бухгалтера сети гипермаркетов «Глобус»

Начальник отдела администрирования бухгалтерской и налоговой отчетности

В Польше неизвестные раскрасили памятник Пилсудскому в "украинские" цвета

В Польше неизвестные раскрасили памятник Пилсудскому в "украинские" цвета

В Кракове в ночь на 6 ноября неизвестные раскрасили памятник главе польского государства Йозефу Пилсудскому и воинам-легионенерам. Монумент разрисовали в "украинские" цвета.
Кроме того, вблизи памятника нашли баллончики с красками и аэрозолями. Там также был плакат.
( Читать дальше. Свернуть )

  • 31 комментарий
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Субботний наждачок

🇷🇺В октябре 2021 в России открылись 16 новых производств стоимостью 46,5 млрд

🇺🇦На yкpaинe ребёнка назвали Байрактар Тарасович Квитко pic.twitter.com/qa4PHMDzLL

— SALOBOY (@salovnarezku) November 6, 2021

  • 85 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Обещание окраинца.

Кулеба заявил, что Украину могут принять в Евросоюз и НАТО и с незавершёнными реформами под гарантии их выполнения.

  • 37 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Настоящий украинец

Камрады, тут Сбер запустил сервис ruDALL-E, типа искусственный интеллект, который генерирует картинки по текстовым запросам. Я попросил показать "настоящего украинца". Получилось так:

Административное правонарушение: состав и квалификация

Share/Save/Bookmark

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (глава 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (глава 6), охраны собственности (глава 7), порядка управления (глава 19), общественного порядка и общественной безопасности (глава 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:

  • деянием (действием или бездействием);
  • противоправностью;
  • виновностью;
  • деянием физического или юридического лица;
  • наказуемостью.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, вытекающим из самого термина, является противоправность, т. е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой раздела II (Особенной частью) КоАП РФ (ст.ст. 5.1 — 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Виновность — важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным означает установить, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.

Наказуемость — признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие — назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость — это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния.

Понятие и элементы состава административного правонарушения

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Читайте так же:
Чем промыть снятый радиатор охлаждения?

Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Понятие и содержание процесса квалификации административных правонарушений

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений — это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector