0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собираем минитрактор из мотоблока

Собираем минитрактор из мотоблока

Мотоблок является незаменимым помощником при выполнении сельскохозяйственных задач. Многофункциональная и мощная машина представляет собой малогабаритный трактор, выполняющий основную массу работ на участке. При всех преимуществах техники, у нее есть серьезный недостаток – без оператора и его физических усилий агрегат работать не будет. Но такое приспособление можно самостоятельно усовершенствовать. Если следовать рекомендациям специалистов и иметь в наличии набор для переделки, можно сделать минитрактор из мотоблока.

Минитрактор из мотоблока

Как сделать своими руками мотоблок

Как сделать своими руками мотоблок

Почти десяток лет тому назад приобрёл домик с приусадебным участком в деревне. Участок надо было обрабатывать, но без техники этот труд был непосильным, а денег на неё уже не осталось. Вот и вынужден был построить для этих целей мотоблок.

Опыт самодеятельного конструирования к тому времени у меня уже имелся — опять же для поездок в деревню в зимнее время сделал «палочный» снегоход (с ремённо-брусковой гусеницей). Мотоблоков же хотя и видел немало (как промышленного производства, так и самодельных), но сам таковой строил впервые, поэтому многое делал так, как подсказывало чутьё. В прикидках мотоблок должен был стать ещё и транспортным средством для тех же поездок, причём грузовым и даже вездеходным, так как часть пути до деревни составлял просёлок, который и дорогой-то назвать можно только с большой натяжкой.

Забегая вперёд, отмечу, что конструкция оказалась довольно удачной: простой и надёжной. Впоследствии я сам построил несколько подобных мотоблоков на заказ, да и другие умельцы, в том числе и ребята, при постройке своих машин взяли его за образец. При подготовке публикации использовал фотографии нескольких из них, поэтому исполнение отдельных узлов может и не совпадать с исходной конструкцией. Но зато может быть использовано теми, кто захочет повторить конструкцию в своём варианте.

Делаем мотоблок своими руками чертежи размеры

С выбором силового агрегата проблем не было — в наличии имелся не новый, но вполне работоспособный двигатель от мотоцикла «ИЖ-Планета-3». Его когда-то приобрёл «в мешке», разобранным на части, но проревизировал и собрал. Проектной мощности 18 л.с. он, конечно, обеспечить уже не мог, так как его цилиндр был уже довольно изношен, но сил 15 — 16 он всё же выдавал.

Признаться, и этого хватало с избытком. От него, как от печки, и начал «плясать», хотя особых переделок, кроме оборудования цилиндра принудительным воздушным охлаждением, на нём не производил. Позднее заменил клапан на лепестковый — с ним характеристики двигателя изменились в лучшую сторону — облегчился пуск, заметно увеличилась тяга, уменьшился расход топлива, да и сам двигатель стал работать плавнее и тише.

Значительной реконструкции пришлось подвергнуть другой агрегат — редуктор. Его вместе с гпавной передачей использовал от грузового мотороллера «Муравей».

Во-первых, удалил из чашки дифференциала сателлиты. Окна чашки расширил, срезав сваркой перемычки между соседними парами уже имевшихся окон. Чашку дифференциала посадил на вал и приварил через расширенные окна одну деталь к другой.

Во-вторых, выточил приводной вал основным диаметром 30 мм для установки фрез или колёс с цапфами в серединной его части под подшипники 207 (заменил их на 80207 — с боковыми защитными шайбами). На концах вала, совместно со ступицами колёс, просверлил отверстия, в которые вставил цилиндрические шпонки — как оказалось, при интенсивной и тяжёлой эксплуатации диаметральные болты, крепящие колёса на валу, не выдерживают — их срезает. В торцах вала выполнил резьбовые отверстия (гнёзда) М10, в каждое из которых вкручивал винт с уширенной шайбой — она не позволяет выпадать шпонке. Здесь же отмечу, что колёса — от мотоблока промышленного производства «Каскад». Для землеобрабатывающих работ ставлю бескамерные (гусматик) колёса размером 5.00-10″, а для транспортных — пневматические 6.00-12″.

Читайте так же:
Как поднять кабину на мазе

В-третьих, срезал с картера редуктора выступающие за пределы его половинок ушки-втулки. Сами половинки картера «обложил» с трёх сторон (спереди, сверху и сзади) обвязкой из стального прокатного уголка с полками 30×25 мм. С обвязкой пришлось повозиться, чтобы поплотнее её подогнать, но зато теперь усилился и сам дюралюминиевый картер.

Вал со звёздочками переставил с левой части привода на правую. Крепёжные отверстия в щёчках (фланцах) первичного вала редуктора почти совпадают, за исключением некоторых, — их надо просверлить. Такую перестановку можно было бы и не делать, но это упростило трансмиссию и дало возможность обойтись без промежуточного вала.

Затем перешёл к компоновке взаимного расположения силового агрегата и редуктора. Но предварительно изготовил мотораму (по сути, она же служит и рамой всего мотоблока). Моторама представляет собой трубу квадратного сечения длиной 600 мм, сваренную из двух отрезков швеллера №12. На мотораме сверху разместил картер силового агрегата, а снизу к ней пристыковал картер редуктора так, чтобы приводной вал располагался примерно на середине её длины. Поскольку расстояния от плоскостей симметрии у мотора и редуктора разные, первый пришлось сместить на десяток миллиметров в левую (по ходу) сторону. При этом картер двигателя подвинул на мотораме ещё вперёд, чтобы немного увеличить расстояние между звёздочками трансмиссии и установить между ними ещё одну — натяжную. В этом месте трансмиссии (между звёздочками силового агрегата и редуктора) для увеличения тягового усилия можно было бы установить промежуточный вал (иногда его называют «ходоуменьшителем»). Но на моём мотоблоке приемлемое общее передаточное число «выведено» за счёт применения коробки перемены передач от «ИЖ-56», а мощности двигателя и так в избытке.

После выверки взаимного расположения в одной плоскости выходной звёздочки силового агрегата (звёздочка вторичного вала КПП силового агрегата) и входной звёздочки редуктора к мотораме приварил обвязки половинок картера, а для крепления на мотораме силового агрегата — кронштейны-ушки из стального 4-мм листа, выгнутого в форме штампованного швеллера. На мотораму установил картер двигателя, примерил и приварил к ней кронштейны. По месту просверлил в кронштейнах крепёжные отверстия. Вообще-то, если в кронштейнах крепления картера двигателя выполнить не обычные отверстия, а продолговатые пазы, то можно обойтись и без натяжной звёздочки, а натягивать цепь — смещением двигателя относительно моторамы, упростив этим конструкцию трансмиссии.

После компоновки основных агрегатов приступил к конструированию остальных креплений: рычагов управления, прицепных и навесных устройств. Рычаги управпения (изготовлены из толстостенной трубы наружным диаметром 27 мм) прикручиваются к заднему кронштейну крепления силового агрегата и поддерживаются подкосами. А на самих рычагах позже закрепил на стойках топливный бак. Сзади к мотораме приварил форкоп — часть тягово-сцепного устройства мотоблока с тележкой. Форкоп служит для навески землеобрабатывающих орудий: плуга, культиваторов и др. Впереди к мотораме приварил штырь для навески балластных плит, повышающих сцепление с дорогой на раскисшем просёлке или с почвой при обработке посадок на участке.

Читайте так же:
Как натянуть ремень на мотоблоке

Как было отмечено в начале статьи, цилиндр двигателя оборудовал принудительным воздушным охлаждением. Крыльчатка центробежного типа — от салонной печки автомобиля УАЗ. Привод крыльчатки — через ремённую передачу со шкивами с передаточным числом 1. Приводной шкив смонтирован на роторе генератора. В качестве ремня использовано резиновое кольцо («пассик»), отрезанное от камеры мотоцикла «ИЖ» — оно не требует натяжения и легко снимается для отключения привода в прохладную погоду. Кожух выклеил из стеклоткани на эпоксидном связующем по предварительно изготовленному проволочному каркасу. Он (кожух) — быстросъёмный, закрепляется на цилиндре двумя пружинами. Но следует признать, что крыльчатка не в полной мере обеспечивает охлаждение цилиндра в экстремальных условиях при движении на низших передачах, а потому планирую её заменить.

Фрезы для мотоблока своими руками

Фрезы (их две) тоже сам делать не стал, а, как и колёса, приобрёл заводские, «стрельчатые», или, по-другому, — «гусиные лапки» — их делают на местном Пермском заводе для мотоблока «Каскад». Ступицы фрез — толстостенные трубы с внутренним диаметром 30 мм — без переделок насаживаются на вал моего мотоблока — ведь вал я под них и вытачивал. Закрепляются фрезы на валу двумя болтами каждая, через соответствующие сквозные отверстия в обеих деталях. Диаметр ометания фрез по «стрелкам» составляет 350 мм. Каждая снабжена четырьмя рядами лап (по три лапы в ряду). И надо отметить, что этими фрезами остался доволен: они не дробят сорняки, а выбрасывают их на поверхность (правда, иногда и наматываются), не зарываются в землю и идут плавно. Даже проводил такой эксперимент: работающий мотоблок отпускал в «свободное плавание» вдоль по 50-метровому участку, и он самостоятельно нормально пахал (культивировал), никуда не сворачивая. Конструкции подобных, но самодельных фрез не раз приводились на нашем сайте www.umeltsi.ru, а потому даю без чертежа. Ширина захвата при культивации с удлинителями вала — до 900 мм.

Кроме «стрельчатых» фрез приспособил готовые или изготовил и другие землеобрабатывающие орудия: плужок, окучник, культиватор, картофелевыкапыватель.

Минимальная скорость мотоблока около 5 км/ч. На такой скорости произвожу пахоту, культивацию, копаю картошку.

Зажигание на двигатель поставил электронное — от мотоцикла «Восход». Мотоблок оборудовал путевой фарой.

Поскольку мотоблок сразу задумывался ещё и как мототягач, то для него изготовил прицепную грузовую одноосную тележку с кузовом грузоподъёмностью до полутонны и двухместным сиденьем. Сделать мягкий диван со спинкой тоже не составляло большого труда, но тогда нельзя было бы перевозить длинномерные грузы, а иногда приходится транспортировать брёвна длиной до шести метров. Впрочем, и спинку нетрудно сделать съёмной. Дышло прицепа — из прямоугольной трубы сечением 50×40 мм с 2,5 мм стенками. Оно подкреплено ещё двумя подкосами из равнополочного уголка №4.

Тягово-сцепное устройство — простое, но надёжное, шкворневого типа. Кузов тележки с размерами в плане 1200×1200 мм — деревянный, борта — из доски-вагонки толщиной 16 мм, пол — из доски «двадцатки» и обшит стальным 1,5-мм листом.

Телега для мотоблока своими руками

Шасси тележки с колеёй колёс 1500 мм собрано из двух боковых прицепов от мотоцикла «ИЖ». Колёса тоже от него. Их подвеска торсионная, мягкая, поэтому проехать на тандеме «мотоблок — тележка» 60 — 70 км по относительно ровной полевой дороге не составляет труда. До скорости в 50 км/ч тандем послушен в управлении. За сезон накатываю на нём 3 — 4 тысячи километров по делам: в лес за дровами, в поле за сеном (вот только косить его пока «не научил») и на рыбалку. Очень важный узел прицепа и мотоблока — тягово-сцепное устройство. Конструкция его может быть разной, но надёжной. Ещё оно должно позволять прицепу поворачиваться относительно мотоблока не только в горизонтальной плоскости, но и в ограниченном вертикальном секторе, чтобы не происходило зависания колеса тележки. Общая длина прицепной тележки — 2.5 метра.

Читайте так же:
Что такое мульчирование в газонокосилке

За счёт мощности двигателя, сблокированных колёс, обутых в шины с крупным протектором типа «ёлочка», скоростных качеств мотоблок с прицепной тележкой получился машиной повышенной проходимости, поэтому эксплуатирую его с ранней весны до поздней осени. В некоторых дорожных (а точнее — бездорожных) ситуациях выручает и появившаяся за счёт редуктора передача заднего хода. Колёса на валу, а точнее их ступицы, закрепляются двумя болтами. Но от нещадной эксплуатации мотоблока болты не раз срезало. Поэтому дополнительно закрепил их от проворачивания на валу ещё продольными цилиндрическими шпонками.

Мотоблок стал незаменимым помощником на приусадебном участке и вообще в хозяйстве.

За время эксплуатации перебрал только редуктор: увеличился люфт в подшипниках. И то пожалел — сезона два ещё можно было бы ездить.

Инструкция по созданию агрегата

В первую очередь необходимо сделать ходовой вал. Чтобы его обустроить нужно его соединить с подшипниками. После этого происходит сваривание звезды, а также устанавливаются обгонные муфты.

Они в ходе работы аппарата исполняют дифференциальную функцию. В завершении корпус дополняется моторамой и колесами. На мотораму можно закрепить рулевую систему, тягу и окучник для мотоблока.

Чтобы соединить раму и двигатель нужны две трубы дугообразной формы. Между которыми при соединении необходимо оставить пространство для размещения емкости под топливо.

Для соединения полученной конструкции используют специальный кронштейн, который приваривают к основной части агрегата. По завершению всех работ можно установить прицеп на мотоблок.

Как сделать самодельный снегоход из мотоблока на гусеницах

Четыре колеса устанавливаются внутри гусеницы. Когда происходит движение они катятся по транспортерной ленте, с закрепленными грунтозацепами. Привод гусеницы осуществляется цепью от мотора, специальными ведущими звездочками, через ведомый вал. Они сняты с «Бурана».

Двигатель взят от обычного мотоблока, мощность которого 6 л.с. Быстро на нем не разгонишься. Мягкая подвеска лыжи и гусеницы была убрана, потому что снегоход предназначается для езды по рыхлому снегу. Этим конструкция была упрощена и снижена масса снегохода.

Изготовление гусениц для снегохода

Рассмотрим процесс изготовления гусеницы. Пластмассовая водопроводная труба 40 мм, нарезается длинной 470 мм. Из них будут сделаны заготовки для грунтозацепов. После чего каждая из них распиливается вдоль на равные части циркулярной пилой.

Грунтозацепы крепятся мебельными болтами к транспортерной ленте. Когда изготавливается гусеница, крайне важно сохранять между грунтозацепами одинаковое расстояние. В ином случае будет происходить «набегание» на зубцы ведущей звездочки, в результате чего гусеница будет проскакивать и сползет с катков.

Чтобы просверлить в транспортерной ленте отверстия для крепежных болтов, был сделан кондуктор. Для сверления отверстий было использовано сверло по дереву, имеющее специальную заточку.

Этот кондуктор позволяет сверлить одновременно шесть отверстий в транспортерной ленте, чтобы прикрепить три грунтозацепа гусеницы. Также были приобретены ведущие звездочки (2 шт), надувное резиновое колесо (4 шт), закрытые подшипники №205 (2 шт).

Читайте так же:
Что пто грузоподъемных механизмов

Токарь изготовил опору для подшипников и ведущий вал гусеницы. Рама снегохода изготовлена самостоятельно. Для этого использованы квадратные трубы 25х25 мм. Шарнирные оси поворота руля и лыж находятся в одной плоскости и на одной линии, поэтому была использована неразрезная рулевая тяга без шаровых наконечников.

Довольно легко делаются втулки поворота лыж. На переднюю поперечную балку рамы вваривается водопроводная муфта, внутренняя резьба которой 3/4 дюйма. Туда вворачиваются патрубки с наружной резьбой. К ним приварил сошки стойки лыж и рулевой тяги. На лыжи устанавливаются уголки, которые служат креплением к поворотной стойке снегохода. Снизу делается металлический подрез, чтобы лучше управлять снегоходом во время движения по укатанному снегу или насту.

Натяжение цепи регулируется смещением двигателя

Управление снегоходом происходит довольно просто. Для увеличения оборотов двигателя используется ручка газа, которая расположена на руле. Это включает автоматическое центробежное сцепление, в результате чего снегоход начинает двигаться. Поскольку мощность двигателя невелика, то скорость снегохода составляет 10-15 км/ч. Поэтому тормоза не предусмотрены. Чтобы остановиться необходимо сбросить обороты двигателя.

Гусеницы изготавливаются любой ширины. Выбирайте то, что удобнее сделать: узкую, но длинную гусеницу, или широкую, но короткую. Важно помнить, что большая гусеница будет больше нагружать двигатель и усложнит управление снегоходом. Если гусеницу сделать маленькую, то машина может провалиться в глубоком снегу.

Вес снегохода со всеми частями получился 76 кг. В него вошли: руль и двигатель (25 кг), лыжи (5 кг), колеса с осями (9 кг), ведущий вал (7 кг), гусеница (9 кг), сиденье со стойками (6 кг).

Можно уменьшить вес некоторых деталей. Для такого размера снегохода с гусеницей весовой показатель вполне удовлетворительный.

Характеристика полученного самодельного снегохода

длинна рамы 2000 мм;

ширина гусеницы 470 мм;

меж осевоерасстояние опорных катков 1070 мм.

Зачем это нужно

На данный момент существует несколько видов мини-техники для обработки земли:

  • мотокультиваторы;
  • мотоблоки;
  • мини-трактора.

Прозрение наступает сразу после того, как владелец культиватора понимает, что его культиватор способен только рыхлить почву фрезами, а использовать навесное оборудование во время работы на этом агрегате невозможно по следующим причинам:

  • слабая мощность;
  • ненадежный редуктор (понижающая передача);
  • отсутствие колес.

Однако деньги на покупку уже потрачены. Поэтому перед владельцем культиватора встает вопрос, можно ли переделать его в мотоблок.

Какие понадобятся инструменты и оборудование

Кроме того, для конструкции понадобятся такие узлы, приобретённые в готовом виде или созданные самостоятельно:

  1. Освещение, чтобы передвигаться ночью.
  2. Сиденье для водителя, защищённое от осадков и неблагоприятного воздействия окружающей среды.
  3. Задний мост, располагающийся под задними колёсами.
  4. Рама, куда крепятся все детали.

Когда квадроцикл из мотоблока своими руками собран, он обладает следующими характеристиками:

  1. Средняя скорость до 10 километров в час.
  2. Мощность двигателя – 10 лошадиных сил.
  3. 200 килограмм грузоподъёмности.

Самодельные минитрактора

Идеально подходят для обработки небольших площадей. Собрать их может практически каждый, кто разбирается в технике даже на минимальном уровне.

Как сделать минитрактор из мотоблока Нева

Сначала приобретаем сам мотоблок, на который уже заранее смонтирована зацепка, заводская или в виде самоделки. Тогда можно будет присоединить прицепы с кузовом, на которых легко транспортируется груз, вне зависимости от размеров. Есть и другие дополнительные детали, придающие комфорта при использовании:

  1. Педали тормоза и газа.
  2. Сиденье.
  3. Автомобильный руль.
Читайте так же:
Бульдозер что это такое

Объем мотоблоков «Нева» обычно находится в пределах 6-8 литров. Потому мини-трактор с такой основой требует минимального количества доработок.

Если есть электросварка и болгарка вместе с дополнительными инструментами, самосвал можно создать собственными силами. Главное – придать специальную конструкцию креплению рамы, и сделать так, чтобы минитрактор из мотоблока мог наклонять прицеп, поворачивать его. Органы управления у данных устройств дублируют друг друга, потому мотоблок можно использовать отдельно, просто разобрав маленький трактор.

Самодельный минитрактор из мотоблока «Зубр»

Из необходимых деталей:

  • Рама.
  • Цилиндр с тормозом.
  • Подножные механизмы, педали.
  • Колонка руля, в комплекте с тягами.
  • Балка впереди, соединяется со ступицами и дисками для тормоза.
  • Крылья в задней части.
  • Задняя навеска с ручным подъемником.

Последний шаг – совместная сборка, при использовании молотка и дрели, гаечных ключей с аппаратом для сварки. Дополнительно впереди устанавливаются колеса. Двигатель крепится к раме во фронтовой части, поэтому во время работы минитрактор сохраняет баланс. На одной оси со шкивом на заднем мосту техники располагается вал отбора мощности. Ременная передача помогает передавать усилие от одной части к другой. Натяжение ремней и регулировка облегчатся, если крепление мотора будет плавающим.

Минитрактор на базе мотоблока МТЗ

Данный мотоблок имеет одно отличие от других стандартных моделей – оснащение двухцилиндровым дизельным двигателем. Это приводит к тому, что центр с тяжестью оказывается впереди, когда устройство активно работает. Из-за чего рабочий процесс заметно усложняется. Но можно устранить проблему, действуя следующим образом:

  1. Используем режим работы с косилками.
  2. Площадка впереди демонтируется в полном объеме.
  3. Ее заменяет колесо из передней части мотоцикла, для чего используем болты. В это же время ставится руль управления.
  4. В верхней части рамы располагается ниша, куда устанавливается рулевая тяга. Сюда надо закрепить и тягу регулировочную, тогда конструкция получит прибавку к прочности и твердости.
  5. Электросваркой соединяем площадку и крепление для места водителя.
  6. У двигателя должна находиться дополнительная площадка, куда ставится гидрораспределитель с аккумулятором.
  7. Заднюю часть соединяем с дополнительной рамой из металла, для системы гидравлики.
  8. Переднее мотоциклетное место идеально для расположения ручного тормоза.

Получим компактный мини-трактор с тремя колесами.

Минитрактор из мотоблока Агро

Как и всегда, заранее готовим несколько основных деталей – это рулевое управление и тормозная система, дополнительные колеса, гидравлическая система. Гидравлика нужна, чтобы система нормально работала в комплексе с навесным оборудованием. Дополнительные колеса легко взять у обычного автомобиля.

В случае с мотоблоком Агро понадобятся дополнительные действия по усилению ведущей полуоси вместе с колесными редукторами. Допустим вариант, когда двигатель у устройства располагается позади. Тогда нагрузка будет распределяться максимально равномерно.

Минитрактор с мотоблока Кентавр своими руками

Мотоблоки Кентавр относятся к разновидностям профессионального оборудования, предназначенного для выполнения сельскохозяйственных работ. Потому в итоге мини-трактор будет обладать высокой производительностью.

Ключевым узлом становится двигатель, с мощностью до 9 лошадиных сил. Надо использовать металлический профиль, чтобы изготовить раму для этой конструкции. Устанавливаем сиденье вместе с колесной парой. Допустимо дополнительное оснащение в виде прицепа, который помогает перевозить малогабаритные грузы. Другими полезными дополнениями можно назвать однолемеховые плуги и отвалы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector