1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему перегревается двигатель, какие последствия перегрева

перегрев двигателя

Особенности системы контроля температуры двигателя таковы, что реальная температура теплоносителя в системе охлаждения будет выше той, которую можно увидеть на приборной панели. У мотора нет запаса по превышению рабочей температуры. Он так спроектирован. При 60-70 о С двигатель «вялый» и холодный, при 90 – 95 о С работает без замечаний. При небольшой перегрузке, если температура прыгает за 110 о С, работает на грани «инфаркта». Температурой перегрева двигателя считается величина в диапазоне от 110 до 120 о С. Времени для реагирования остается совсем немного.

Владельцы автомобилей без устройств, показывающих температуру, оказываются в более сложном положении. Значок перегрева отображается при первом перегреве двигателя, как бы давая понять водителю, что что-то произошло. Имея на приборной панели цифровой или стрелочный индикатор, вы можете оценить, как работает датчик температуры, исключить причину проблем и не попасть в ситуацию, когда из-за плохой электроники вы можете пропустить признаки закипания двигателя.

Возможный перегрев двигателя можно определить по: повышению температуры под ногами водителя, резкому снижению мощности и интенсивной непрерывной работе вентилятора радиатора. Причины для беспокойства есть. Несмотря на то, что стрелка температуры двигателя еще не перешла в красную зону и симптомы перегрева двигателя явно выражены, необратимые процессы уже начались. Последствия такого перегрева пока не столь опасны, но при многократном повторении приводят к:.

  • резиновые сальники, маслосъемные колечки клапанов, прокладка под головкой двигателя, резиновые патрубки быстро деградируют, становятся жесткими и ломкими;
  • охлаждающая жидкость намного быстрее теряет свои свойства, идет интенсивное окисление основы – тосола;
  • продукты окисления забивают соты радиатора охлаждения.

Не стоит всемерно доверять показаниям электроники. Если есть причины считать, что температура двигателя не соответствует показаниям на приборной панели или налицо другие признаки перегретого двигателя, попробуйте брызнуть водой на блок или головку двигателя. Вскипание капель воды на алюминиевой поверхности – признак надвигающейся беды.

перегревперегрев

Вы можете не заметить симптомы перегрева в некоторых моделях автомобилей, если датчик и индикатор температуры работают неправильно. Например, долгое время считалось, что причины перегрева двигателя Калины кроются в системе охлаждения. Показания индикатора температуры отклонялись от нормы при отсутствии других признаков перегрева. Окисление клемм привело к нарушению контакта в проводке. Также из-за этого редко работает электрический вентилятор радиатора.

Признаком серьезного перегрева, требующего вмешательства в работу техники, является «кипение» мотора. При первых клубах пара необходимо снизить скорость, если условия движения позволяют, переключиться на нейтральную передачу и накатом доехать к возможному месту остановки.

Если не появились признаки разрушения вкладышей такие, как тяжелый, низкий гул или звонкие металлические удары, необходимо дать возможность мотору поработать некоторое время на холостых оборотах. Причина проста – заглушив мотор, вы тем самым остановите циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе и спровоцируете выброс кипящего тосола из радиатора. Далее доливаем чистой, а лучше дистиллированной воды в расширительный бачок, даем мотору остыть и пытаемся установить причины проблем. Даже если все в порядке, лучше обратиться к специалисту для диагностики.

Наиболее тяжелые последствия будут в том случае, если двигатель перегрелся и не было возможности снизить нагрузку. При симптомах разрушения вкладышей автомобиль необходимо отправить на эвакуаторе в автосервис и там установить причины и последствия.

Причины перегрева двигателя

Если вы заметили один из признаков повышения рабочей температуры силового агрегата, необходимо как можно скорее провести его диагностику. К наиболее распространенным причинам перегрева двигателя относятся:

  1. Грязный или протекающий радиатор. Если причиной перегрева является засорившийся радиатор, просто очистите радиатор. Обычную грязь (пыль или листья) легко удалить, известковый налет удалить трудно, но чистка обычно решает проблему. Если радиатор невозможно очистить или в нем имеются отверстия, этот элемент следует заменить.
  2. Неисправный термостат. Неисправный термостат часто является причиной перегрева двигателя. Если диагностика покажет, что его неисправность вызвала перегрев, элемент необходимо заменить — термостат не предназначен для ремонта. Неисправный вентилятор охлаждения. Плохое охлаждение также может быть вызвано поломкой вентилятора. Повреждения вентилятора варьируются от неисправного электропривода до плохой коммутации. В результате крыльчатка, которая должна принудительно охлаждать вентилятор, не вращается, что приводит к перегреву двигателя.
  3. Порванные ремни водяного насоса или повреждение самого насоса. Иногда перегрев двигателя вызван неисправным насосом, который плохо циркулирует охлаждающую жидкость по системе.
  4. Низкий уровень охлаждающей жидкости или отсутствие охлаждающей жидкости в системе. Утечки охлаждающей жидкости также не являются редкостью. После обнаружения утечки в ходе диагностики необходимо найти все места утечки и определить причину потери жидкости. В некоторых случаях это может быть просто подтяжка хомутов и замена уплотнений, но в тяжелых случаях это может быть неисправность радиатора, шлангов или других компонентов системы.
Читайте так же:
Как открыть Рено Флюенс без ключа?

4п

Основные симптомы

Современные автомобили оснащены всевозможными системами безопасности для различных компонентов. Поэтому перегрев нашего тела очень прост, но его можно и не заметить! Основные симптомы появятся на приборах автомобиля.

Когда есть датчик температуры, он «заберется» в красную зону, что означает переход через 90 градусов по Цельсию.

в красной зоне

2) Если индикатора нет, на приборной панели начнут появляться различные значки, указывающие на то, что двигатель начал перегреваться.

Индикатор перегрева

Под капотом вы увидите белый пар. Поскольку охлаждающая жидкость закипела, согласно физике она начинает испаряться, что означает выделение густого белого пара. Это очень яркий симптом.

Белый пар

При такой работе двигателя она становится нестабильной (когда стрелка находится в красной зоне). В результате этого металлические компоненты двигателя расширяются.

Это основные симптомы, самым явным из которых, как я уже упоминал, является белый пар из-под капота, пугающий автомобилистов, особенно новичков. Часто люди убегают от машины, думая, что она вот-вот взорвется, думая, что видят дым.

Пожалуйста, не делайте этого. Вам необходимо немедленно принять меры (см. список ниже). Это поможет спасти ваш двигатель от непоправимого ущерба.

Чем чревата езда на перегретом моторе

Возможные последствия перегревания двигателя:.

  • усиленный износ трущихся пар, возникающий вследствие ухудшения смазывающих характеристик моторного масла, чрезмерного теплового расширения деталей, изменения физических свойства материалов из-за повышения температуры. В первую очередь страдают стенки цилиндров, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, постели распредвалов;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • потеря эластичности маслосъемных колпачков, сальников;
  • деформация ГБЦ;
  • перегрев поршневых колец. Потерявшие эластичность кольца не в состоянии хорошо прижиматься к поверхности цилиндра, что приводит к потере компрессии, угару моторного масла. Именно поэтому сильно перегретые двигатели начинают расходовать больше масла;
  • появление задиров на стенках цилиндров и юбке поршня вследствие теплового расширения поршня. В крайних случаях последствием может стать заклинивание поршня;
  • деформация постелей распредвала. Перекос впоследствии ускоряет износ кулачков и постелей;
  • оплавление цилиндров, прогар клапанов.
Читайте так же:
Где находится бензонасос на Мерседесе w202?

Описанные эффекты характерны для дизельных и бензиновых двигателей.

Низкий уровень масла

Масло – это живительная жидкость любого двигателя, оно обеспечивает смазку всех движущихся частей, снижает износ и продлевает срок службы всех важнейших компонентов.

Без необходимого количества масла двигатель не только быстрее изнашивается, но и из-за повышенного трения нагревает цилиндры и поршни, что может привести к всевозможным повреждениям.

Итог: Регулярно проверяйте масло, доливайте его по мере необходимости и полностью меняйте масло через указанное количество часов.

система охлаждения ДВС

Перегрев бензинового или дизельного двигателя всегда является результатом неисправности, и большинство этих неисправностей можно определить на месте. Что может привести к перегреву двигателя:

  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано внезапным падением давления в системе, например, из-за прорыва трубы, или игнорированием стандартов по интервалам технического контроля жидкостей. В конце концов, даже исправный двигатель может иметь низкий расход антифриза. Не путайте следствие с причиной. Вполне вероятно, что разрыв трубопровода или сильная утечка охлаждающей жидкости является следствием перегрева и высокого давления, которое развивается в системе при повышении температуры охлаждающей жидкости, но не причиной повышения температуры
  • Неисправность циркуляции антифриза является одной из наиболее распространенных причин перегрева двигателя. Насос, крыльчатка которого приводится в движение ремнем ГРМ или сервисным ремнем, отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Сломанное рабочее колесо, коррозия или неправильная установка насоса замедляют циркуляцию охлаждающей жидкости, что приводит к перегреву как дизельных, так и бензиновых двигателей. Заклинивание насоса, проскальзывание или обрыв приводного ремня приведут к перегреву только в том случае, если насос не связан с приводом ремня ГРМ, так как при прекращении работы насоса это не повлияет на работу привода клапанов. Отказ ремня ГРМ часто вызван заклиниванием насоса, что может привести к ремонту двигателя. Засорение каналов системы отложениями может препятствовать циркуляции антифриза. Поэтому рекомендуется промывать каналы при замене антифриза. Если не заменить охлаждающую жидкость, в системе может образоваться воздушная пробка, что затруднит охлаждение двигателя. Использование герметиков для устранения утечек в радиаторе также может быть причиной. Часто такие соединения блокируют не только утечку, но и крыльчатку;
  • Повреждение прокладки головки блока цилиндров. В этом случае выхлопные газы попадают в систему охлаждения, значительно повышая температуру охлаждающей жидкости.

Термостат, вентилятор

При перегреве, если термостат не открывается при достижении расчетной температуры, охлаждающая жидкость продолжает течь через малый контур, что приводит к перегреву двигателя.

В качестве альтернативы может выйти из строя привод гребного винта, а также источник питания и сенсорное оборудование. В современных дизельных двигателях и двигателях с впрыском топлива электронный блок управления двигателем (ЭБУ) запускает вентилятор, ориентируясь на показания датчика температуры охлаждающей жидкости. Опасность заключается в том, что для активации вентилятора часто используется отдельный датчик температуры, а не датчик, передающий данные на приборную панель. Этот принцип работы может быть альтернативно реализован путем установки вязкостной муфты на вентилятор. Вязкостная муфта блокируется специальным гелем, который расширяется при повышении температуры блока двигателя и блокирует вязкостную муфту.

Диагностика в полевых условиях

что входит в ремонт ДВС

Раннее обнаружение причины повышения температуры может помочь избежать самых серьезных последствий. Вот несколько основных правил поиска причины, если сигнальная лампа двигателя показывает перегрев:.

  • Синяя, зеленая, красная или желтая жидкость вытекает из-под днища, сладковатый запах при испарении — признак утечки;
  • Шланги раздуты, нет аварийного сброса давления — сломан клапан крышки расширительного бачка;
  • Радиатор холодный — заклинило термостат;
  • Радиатор горячий, но вентилятор не включается. Неисправен блок датчиков или привод вентилятора;
  • Печка дует горячим и холодным воздухом попеременно — засорение воздуха, проскальзывание ремня. Если из отопителя начинает дуть холодный воздух, циркуляция охлаждающей жидкости полностью прекратилась. Необходимо проверить, работает ли насос;
  • Отсутствие утечки антифриза, завоздушенность впускного тракта, выход отработанных газов из расширительного бачка — пробита прокладка головки. В первую очередь необходимо проверить уровень масла, так как попадание антифриза ухудшает смазывающие свойства моторного масла, что приводит к критическому износу пар трения.
Читайте так же:
Как часто менять тормозные барабаны?

Что делать, если перегрелся двигатель

Перед открытием крышки расширительного бачка закройте ее плотно прилегающим материалом. Вы должны быть максимально осторожны, так как горячий пар и брызги антифриза могут вызвать значительные ожоги.

Если вы заметили перегрев двигателя, включите отопитель на максимум. Часть тепла идет на обогрев салона, что снижает температуру. Не оставляйте включенными никакие электроприборы, кроме самых необходимых. В случае незначительной утечки в экстренном порядке заправляйте обычную чистую воду. Как можно скорее замените жидкость на антифриз хорошего качества. Если порвался ремень насоса, вы можете проехать несколько километров. Если циркуляция охлаждающей жидкости прекращается, немедленно выключите его.

Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.

Если двигатель перегревается

Нередко можно увидеть открытые капоты автомобилей, из-под которых выходит пар. Перегрев двигателя — это не только неприятная ситуация, но и может привести к серьезным экономическим потерям, так как перегрев почти всегда приводит к повреждению деталей двигателя.

Как правило, перегрев двигателей происходит в результате следующих факторов.

№1 Из-за подклинивания термостата. Это обнаруживается следующим образом: из «печки» отопителя салона дует горячий воздух, а радиатор холодный. В этом случае обычно надо менять термостат, (советуем менять каждые три года).

№ 2 Недостаток охлаждающей жидкости. Вы можете легко проверить это, открыв крышку радиатора. Когда двигатель прогрет, уровень антифриза должен быть почти на уровне заливной горловины. Недостаток антифриза может возникнуть по нескольким причинам. Первая проблема — утечка из системы охлаждения. На холостом ходу дымящийся двигатель, как правило, указывает на утечку где-то внутри моторного отсека.

Если течь в радиаторе «печки», т.е. в салоне, то по утрам сильно запотевают стекла. Во-вторых, недостаток Антифриза может быть обусловлен тем, что его «выгоняет». «Выгонять» Антифриз могут или выхлопные газы, когда «пробита» головка блока цилиндров, или пар, который образуется в головке блока цилиндров из-за закипания Антифриз вследствие слабой циркуляции охлаждающей жидкости. Во всех случаях Антифриз выгоняет в расширительный бачок. Рекомендуем взять за правило, проверяя уровень жидкости в радиаторе, проверять уровень в расширительном бачке.

Как известно, Антифриз при нагревании расширяются, и избыток «уходит» в расширительный бачок. При остывании двигателя, когда Антифриз «сжимается», в системе охлаждения образуется вакуум, и Антифриз из расширительного бачка через специальный клапан в крышке радиатора засасывается обратно в систему охлаждения. Если в крышке радиатора будет дефект, то вакуума в системе охлаждения при охлаждении двигателя не возникнет, а значит, утром холодный двигатель вы будете заводить с полупустой системой охлаждения.

Читайте так же:
Как можно пробить человека по паспортным данным?

Если есть подозрение, что антифриз выбрасывается через выхлопную трубу, можно порекомендовать следующую процедуру. Наденьте на горловину расширительного бачка полиэтиленовый пакет (а лучше презерватив, он не разрушается от горячего антифриза), запустите двигатель, увеличьте обороты примерно до 1500 об/мин и наблюдайте за формой пакета, если он раздувается на глазах (за одну минуту сильно меняя свои размеры), значит прорыв выхлопных газов 100%. На АЗС для проверки на прорыв газа используется специальный прибор (видео 1).

Как работает дизель после конкретного перегрева, Mercedes Sprinter 316CDI 2.7D, OM612

Причина перегрева двигателя, на которую часто не обращают внимания. Ford Transit Connect 1.8d HCPA

Негерметичный радиатор охлаждения EGR

Чистка радиатора системы охлаждения.

Почему сразу не гаснет лампочка давления масла на ГАЗ ГАЗЕЛЬ 2.1d Steyr560

К чему может привести перегрев двигателя

Проверка прорыва газов в систему охлаждения

Но не снимайте головку блока цилиндров слишком быстро, так как вам нужно будет осмотреть систему охлаждения EGR. Снимите воздушный фильтр и с помощью сжатого воздуха сбросьте давление. Этот радиатор является слабым местом Ford Transit 2.0 TDCi (см. видео 2).

№3 — Неисправность помпы системы охлаждения, которая не обеспечивает хорошую циркуляцию охлаждающей жидкости, что может происходить в результате того, что из-за коррозии разрушилась крыльчатка помпы и в двигателе возникает «местное закипание». В этом случае «печка» в салоне автомобиля будет греть очень плохо, и в радиаторе разница температур верхнего и нижнего патрубка будет большая, а должна быть около 12,5°С.

Проверить действие помпы при работающем двигателе можно, если снять резиновую трубку, идущую в салон автомобиля к радиатору «печки», и «на глазок» определить давление жидкости: если на холостом ходу заткнуть пальцем трубку, то из-под нее должно брызнуть не менее, чем на полметра. Кроме того, «на глазок» можно проверить давление, развиваемое водяным насосом. Для этого надо, не снимая резинового шланга, пережать его пальцами (кран «печки», если он есть, должен быть открыт) и газануть.

Защитная сетка

№4 — Радиатор забитый снаружи грязью, насекомыми, тополиным пухом — его следует промыть в обратном направлении напором воды (видео 3), и установить защитную сетку .

№5 — Система охлаждения забита грязью. Под грязью понимаются и ржавчина, и эмульсия, и просто мусор. Промыть всю систему охлаждения несложно. Слейте Антифриз (если он чистый, как слеза, то промывать двигатель бесполезно — нет в нем накипи) и залейте в систему охлаждения воду. Заведите машину, дайте ей поработать около пяти минут, слейте воду. И так несколько раз, пока из сливных кранов не пойдет чистая вода. Эта операция будет гораздо эффективнее, если в воду добавить антинакипин или, как советуют в отечественной литературе, каустическую соду.

Антинакипин (вам его понадобится граммов 50) можно найти в любой котельной, там вам укажут и концентрацию, и время промывки. Уменьшите дозу в два раза (у них там все из чугуна и очень толстое, а в автомобиле все тонкое, да и металлы поблагородней) и промывайте свой двигатель минут 15. Потом, когда воду с антинакипином вы сольете, надо залить чистую воду, слить ее, и так шесть раз. Иначе остатки антинакипина «промоют» ваш двигатель до дырок в радиаторе. Для ускорения промывки можно также снять радиатор и промыть его на полу обратным током воды. Для промывки радиатора «печки» можно снять с нее оба шланга и подавать воду попеременно то в один шланг, то в другой.

Читайте так же:
Что будет если не поставить машину на ручник?

№6 — Неисправность вентилятора радиатора, датчиков включения вентилятора. Вязкостная муфта вентилятора (на продольно расположенных двигателях), при заглушенном, горячем двигателе должна остановиться в месте с двигателем, если же вентилятор продолжает крутиться по инерции, то часть силиконовой смазки уже вытекла из муфты, и её нужно менять. Датчики включения вентилятора нужно подбирать на минимальную температуру включения, ничего страшного если вентилятор будет включаться раньше времени, по крайней мере вентилятор дешевле заменить чем ремонтировать двигатель.

№7 — Разрегулированная топливная аппаратура и зажигание. Позднее зажигание или, у дизельных автомобилей, поздний впрыск — в этом случае двигатель плохо «тянет» и надо разобраться, почему зажигание вдруг стало «поздним».

Но если вам не удается избежать перегрева и вы видите, что стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости неумолимо ползет к красной зоне, не паникуйте.

  • Прежде всего, включите отопитель на полную мощность — это дополнительный радиатор с довольно приличным потоком воздуха. Спортсмены регулярно используют этот метод в тех случаях, когда обычная система охлаждения не справляется со своей работой.
  • Затем включите аварийные огни и съедьте на обочину. Если из-под капота все еще выходит пар, не останавливайте двигатель, так как во время работы двигателя охлаждающая жидкость, вероятно, циркулирует (если насос исправен) по системе. Как только двигатель останавливается, циркуляция прекращается, охлаждающая жидкость закипает в самых горячих частях, и двигатель может заклинить.
  • Если работа отопителя на полную мощность не помогает и температура продолжает расти, ситуация серьезная и двигатель следует заглушить. Откройте капот, чтобы обеспечить лучшую вентиляцию под капотом. Не дай бог открыть крышку расширительного бачка и залить холодную охлаждающую жидкость в систему охлаждения, пока двигатель не остыл! Это один из самых верных способов обжечься и расколоть блок головок. Все помнят школьный урок естествознания, где им рассказывали, что достаточно несколько раз нагреть очень прочный гранитный камень и полить его водой, чтобы он рассыпался. Аналогия очевидна без комментариев.
  • Дав двигателю остыть, попытайтесь найти причину перегрева, поскольку, как уже говорилось, служебный двигатель не закипает в обычных режимах движения. Причиной может быть неисправный термостат или, например, порванный ремень вентилятора. Или ослаблен кабель датчика температуры. Если причину удастся устранить на месте — вам повезло, в противном случае автомобиль придется тащить на «галстуке» в ремонт.

Однако даже если неисправность устранена и двигатель запущен, стоит помнить, что большинство подобных ситуаций не проходит бесследно. Детали двигателя по-прежнему деформируются, в них возникают локальные напряжения, чреватые появлением и развитием микротрещин.

В результате деформации головки блока прокладку может «пробить», недостаточное охлаждение может вызвать задиры на поверхностях трения при высоких температурах, а также другие проблемы. Это описание характерно для высокофорсированных двигателей, особенно для рядных шестерок, поскольку чем линейнее размеры детали, тем больше она «бежит» при нагреве.

Следует помнить одну простую вещь: исправный автомобиль не переполняется при нормальных условиях, даже в летних пробках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector