0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности

Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности

Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности

Существуют различные неисправности, которые могут возникнуть при работе топливной системы. Обратив внимание на поведение автомобиля на дороге, можно определить неисправность. Но сначала необходимо разобраться, какие виды топливных систем бывают, из каких узлов и деталей она состоит.

Виды топливных систем

Среди доступных двигателей есть дизельные и бензиновые. Они работают на разных видах топлива, поэтому имеют разные топливные системы.

В дизельных двигателях топливо из бака по трубам топливного насоса подается к насосу впрыска топлива (топливный насос высокого давления), затем от насоса впрыска топлива к форсункам. Из форсунок топливо поступает непосредственно в цилиндр через впускной коллектор двигателя.

В бензиновых двигателях такого давления нет — для горения бензина не нужна такая высокая степень сжатия. Топливные системы бензиновых двигателей различаются по типу. Бывает система распределенного впрыска (инжектор), система одноточечного впрыска (моновпрыск) и карбюратор. Карбюраторные двигатели последнее время уже не выпускаются и доживают свои последние дни.

Детали топливной системы

Любая топливная система состоит из топливного насоса, топливопроводов и устройства, которое непосредственно подает топливо во впускной коллектор двигателя. Это устройство почти всегда является форсункой, но карбюраторные двигатели выполняют эту функцию через карбюратор.

В современных двигателях используются датчики для улучшения состава горючей смеси и снижения расхода топлива. На инжекторах и моно-инжекторах имеется регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Инжекторы и современные дизельные двигатели оснащены датчиками расхода воздуха. В последние несколько лет почти все двигатели оснащаются датчиком кислорода (лямбда-зондом).

Устройство и принцип действия кислородного датчика

Датчик кислорода (лямбда-зонд) расположен в выхлопной системе автомобиля. В зависимости от сложности конструкции может быть установлен один или два датчика, встречаются и больше. Лямбда-зонд располагается на выпускном коллекторе, если он есть.

Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности фото 2

Лямбда-зонд представляет собой керамический элемент в металлическом корпусе, на который через провода подается напряжение. Керамика посылает сигнал в блок управления на основании состава выхлопных газов. Расход топлива регулируется в соответствии с показаниями датчика.

Отчего кислородный датчик может выйти из строя

Самое банальное, из-за чего может выйти из строя лямбда-зонд – это механические повреждения. Допустим, машина побывала в ДТП. Нередко в наших российских условиях виновато качество топлива. Ни для кого не секрет, что бензин на заправках в России нередко «бодяжат».

Читайте так же:
Для чего служит ходовая часть автомобиля?

Двигатель в плохом состоянии негативно влияет на работу датчика. При разрушении поршневой группы масло просачивается в выхлопную систему, засоряя керамику в лямбде.

Неправильно отрегулированное зажигание приводит к перегреву датчика. Такое же зажигание может вызвать хлопанье глушителя. Лямбда-зонд разрушается при сильном хлопке.

Попадание охлаждающей и тормозной жидкости на керамический изолятор приводит к повреждению кислородного датчика. Это может быть вызвано утечками в системе охлаждения и тормозной системе.

Диагностика

 лямбда-зонда

Лямбда-зонды с неправильным выходным напряжением обычно являются причиной отказа датчика. На холостом ходу при 2000 об/мин. В этом случае значение должно находиться в диапазоне от 0 до 1 В.

Чтобы измерить остаточный кислород в использованных газах температура должна быть 300—400 градусов. При такой температуре циркониевый электролит приобретает проводимость. Разница между атмосферным кислородом и кислородом в выхлопной трубе приводит к появлению напряжения на электродах лямбда-зонда.

Поэтому для проверки неисправностей диагностика проводится при работающем двигателе. Измерения проводятся с помощью мультиметра или осциллографа.

После завершения процедуры поиска и устранения неисправностей проводятся измерения сопротивления нагревателя датчика. Перед проверкой штекер отсоединяется. Стандарт составляет от 2 до 14 Ом. Стандартные лямбда-зонды обычно устанавливаются производителями. Также проверяется напряжение. Рекомендуемое значение составляет 10, 5 В.

Контроль выхлопных газов лямбда зондом

Как часть химического процесса в катализаторе, кислород также необходим для полной нейтрализации монооксида углерода. Для контроля и регулирования этого показателя за катализатором встроен дополнительный лямбда-зонд.

Полное сгорание топлива и максимальный КПД двигателя соответствует значению λ = 1 (коэффициент избытка кислорода). При таком балансе топливо и воздух образуют стехиометрическую смесь. Отклонение в меньшую сторону (т.е. λ < 1) означает увеличение доли топлива (богатая смесь). Оно не только частично сгорает, но и выхлопные газы обогащаются несгоревшими остатками. Поэтому уменьшение доли топлива в смеси обозначается увеличением * (*>1). Результатом бедной смеси являются сбои в работе двигателя. Происходят постоянные отклонения от нормы, при этом ЭБУ постоянно контролирует λ-зонд.

Читайте так же:
Где находится топливный фильтр на Hyundai Getz?

Контроль выхлопных газов лямбда

Этот датчик достигает эффективного уровня работы при нагревании до высоких температур (около 300 градусов Цельсия). Это обусловлено его структурой. В гальванических элементах используется твердый циркониевый электролит, закаленный оксидом иттрия, а затем платиновый электрод, покрытый твердым циркониевым электролитом. Таким образом, только после достижения твердым электролитом определенной температуры он становится проводящим, вызывая напряжение на выводах датчика.

В конструкции датчиков есть два отличия: количество проводов и наличие нагревательного элемента. Вначале такие устройства нагревались только за счет выхлопных газов. Они имели 1 или 2 провода. Для повышения эффективности датчики имеют собственную систему нагрева, каждый из них имеет 3 или 4 провода. При использовании такой конструкции полная мощность устройства достигалась гораздо быстрее, что соответствовало экологическим требованиям.

Пока двигатель не прогрет, ЭБУ использует данные других датчиков (ДПДЗ, ДПМВ, датчик температуры охлаждающей жидкости) или усредненные показания, сохраненные в памяти. В реальности будут иметь место значительные отклонения от идеальной смеси. Когда водитель увидит увеличение расхода бензина, неустойчивую работу двигателя в режиме холостого хода или ухудшение динамики автомобиля, он получит сигнал тревоги. Когда *-зонд еще не начал передавать данные, ЭБУ иногда ошибочно сигнализирует об интенсивном расходе топлива. Вы как будто видите, как на ваших глазах из бензобака исчезает бензин, а из выхлопной трубы валит черный дым.

Симптомы неисправности лямбда зонда

Основные неисправности λ-зонда проявляются в виде следующих признаков:

  1. Увеличение общего объема выбросов отработавших газов.
  2. Двигатель работает нестабильно на низких оборотах.
  3. Чрезмерный расход топлива.
  4. Динамика автомобиля ухудшается во время движения.
  5. Когда автомобиль останавливается после движения, из каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе слышен характерный потрескивающий звук.
  6. Температура в зоне каталитического нейтрализатора повышается или нагревается до красного каления.
  7. Во время остановки автомобиля загорается индикатор «SNECK ENGINE».

Главное — своевременная диагностика

Если вы вовремя обнаружите, что речь идет о стандартной неисправности лямбда-зонда, вы сможете произвести необходимый ремонт до того, как последствия скажутся на работе двигателя и приведут к значительной поломке. Кроме того, устранив такую проблему, вы сможете сохранить основные характеристики автомобиля, что улучшит ваши возможности по его эффективному и рациональному использованию. Как именно вы собираетесь устранять неисправности, решать вам, но следует помнить, что работа с электроникой автомобиля без соответствующей квалификации может быть крайне опасной.

Читайте так же:
Что такое доступ IMAP?

Лямбда-зонд контролирует качество сжигаемого топлива, поэтому он находится в агрессивной среде и является довольно хрупким и нестабильным, что приводит к частым поломкам. Если лямбда-зонд сломается, автомобиль не будет функционировать должным образом.

lz.jpg

Лямбда-зонд представляет собой керамический элемент, установленный в металлическом корпусе, на который через провода подается напряжение. В зависимости от состава газа в выхлопной системе керамика посылает сигнал в блок управления. Расход топлива регулируется в соответствии с показаниями датчика.

Лямбда-зонд информирует блок управления двигателем о количестве кислорода, не прореагировавшего на воспламенение в рабочих цилиндрах двигателя. Чтобы кислород полностью сгорел, смесь должна образоваться в соотношении один к пятнадцати (точнее 1 к 14,7). На основании показаний датчиков, в том числе датчика кислорода (лямбда-зонда), блок управления двигателем контролирует образование смеси (исключает обогащенную или обедненную смесь).

Расход топлива может увеличиться до 50%, если кислородные датчики не были проверены немедленно.

Лямбда-зонд: устройство, неисправности, проверка

Лямбда-зонд — это традиционное название датчика кислорода. Он регулирует количество кислорода в отработавших газах. Эффективность сгорания напрямую связана с производительностью двигателя. Сгорание происходит благодаря кислороду. Контролируя его содержание в смеси, можно влиять на температуру сгорания: повышать или понижать ее в зависимости от необходимости. Если в смеси много кислорода, инженеры обычно обозначают эту ситуацию греческой буквой «лямбда». Согласитесь, что «лямбда-зонд» на русском языке звучит гораздо выразительнее, чем повседневное «кислородный датчик».

Основные задачи лямбда-зонда

Датчик кислорода расположен в выпускном коллекторе, через который проходят выхлопные газы. Он устанавливается в автомобилях, оснащенных инжекторами. Для повышения точности измерения иногда используются два лямбда-зонда. С обеих сторон они аккуратно окружают каталитический нейтрализатор.

Электронные системы управления регулируют количество топлива, подаваемого в двигатель. В этом процессе помогают кислородные датчики. Это устройство передает информацию о содержании кислорода в выхлопных газах. Количество впрыскиваемого топлива зависит от того, что обнаруживает датчик. Когда в смеси слишком много кислорода, температура сгорания повышается. Вследствие этого выделяются токсичные вещества, представляющие опасность для здоровья и окружающей среды. В результате работы лямбда-зонда косвенно контролируется каталитический нейтрализатор, который отвечает за создание оптимальных условий работы.

Читайте так же:
Какие лампы стоят в противотуманных фарах?

Устройство

Кислородные датчики бывают двух типов: двухточечные и широкодиапазонные.

— Двухпозиционный датчик стал традиционным и постепенно уходит в прошлое.

лямбда зонд двухконтактный

лямбда зонд двухконтактный

Он состоит из двух электродов, одного внутреннего и одного внешнего. Внешний электрод покрыт тонким слоем платины, которая восприимчива к кислороду. Электрод на внутренней стороне сделан из циркония. Потенциал между электродами изменяется в зависимости от количества кислорода в смеси: чем больше кислорода, тем он выше.

— Широкополосный датчик становится все более популярным вариантом лямбда-датчика.

Широкополосный лямбда-зонд

Широкополосный лямбда-датчик

Используются два керамических элемента. Один действует как двухточечный, а другой выполняет впрыск кислорода. Смесь отработавших газов больше не поступает на датчик сама по себе для оценки и анализа, а датчик имеет дело только с кислородом, отдельно впрыскивая его из смеси. Имея постоянное напряжение 450 мВ, датчик реагирует на снижение или повышение концентрации кислорода изменением напряжения, о чем немедленно сообщает ЭБУ. Как только ЭБУ получает сигнал, он начинает нагнетать ток. В результате тока накачки определяется содержание кислорода в смеси.

Кислородный датчик эффективно работает только при температуре выше 300°C, поэтому все лямбда-зонды оснащены системой подогрева.

Симптомы болезни

Ниже приведены примеры того, как проявляются проблемы с лямбда-зондами.

  • Токсичность выхлопных газов увеличилась и больше не соответствует стандартам. Однако автомобилист не может проверить это без специального прибора.
  • Расход топлива увеличился, но у этой проблемы может быть множество других причин.
  • Двигатель работает нестабильно на холостом ходу. К сожалению, этот симптом также не является уникальным.
  • Это также сказывается на динамичности автомобиля.
  • В районе каталитического нейтрализатора слышен характерный потрескивающий звук.
  • Горит лампочка «CheckEngine», но и в этом случае ее следует проверить в сервисном центре.

Идеальная диагностика при поломке лямбда-зонда должна быть проведена специалистом.

Причины неисправности

Существует несколько причин, по которым лямбда-зонд может быть неисправен:

  • Некачественное топливо — первый враг всех сенсорных элементов, разработанных иностранными инженерами для защиты окружающей среды. Отложения свинца приводят к тому, что внешний слой датчика теряет чувствительность и приходит в негодность.
  • Механические напряжения, нарушающие конструкцию лямбда-зонда, приводят к его выходу из строя.
  • Проблемы в топливной системе могут привести к отложению накипи или сажи во всех частях выхлопной системы, препятствуя ее нормальной работе.
  • Перегрев зонда может произойти по разным причинам, но, как и для всех чувствительных компонентов, повышенные температуры оказывают пагубное воздействие на датчик nalambda.
  • Масло или антифриз в выхлопной системе или утечки в выхлопной системе также могут стать причиной неисправности лямбда-датчиков.
Читайте так же:
Где стоит датчик заднего хода ваз 2101?

В результате ЭБУ теряет обратную связь с выхлопной системой и работает «вслепую», основываясь на средних параметрах, которые хранятся в его памяти. Состав топливно-воздушной смеси становится явно неоптимальным, выходя из-под контроля.

Уязвимым и относительно недолговечным элементом является лямбда-зонд. В лучшем случае он выходит из строя через 60-80 тысяч километров.

Проверка лямбда-зонда

Проверить датчик кислорода может практически каждый. Для проведения этой проверки необходимы один или два инструмента: осциллограф и вольтметр. Обратитесь к инструкции производителя, если вы не знаете, где найти прибор.

Проверка лямбда зонда мультметром

Проверка лямбда-датчика при помощи мультиметра

Для начала проверьте, нет ли механических повреждений. Его корпус и провода должны быть целыми. Новый датчик предпочтительнее, если существующий поврежден, но загрязнен. Вы, конечно, можете очистить нагар и сажу вместе с любым другим налетом. Хорошо, если это поможет; в противном случае требуется замена.

Будем считать, что наше устройство не повреждено и имеет чистую поверхность. В таком случае для проверки нам понадобится осциллограф или вольтметр.

Когда лямбда-зонд не нужен

Когда катализатор удаляется или заменяется пламегасителем, кислородный датчик теряет свою функцию. Мы обсуждаем не только механическое удаление, но и программное. Нет необходимости использовать лямбда-зонд, если есть возможность перепрограммировать ЭБУ. В противном случае можно установить бампер.

С точки зрения цены, лямбда-зонды не являются дорогими (средняя цена колеблется примерно между 2 000 руб. и 500 руб. работы), поэтому вышедший из строя датчик можно заменить на новый. Сделать это нужно срочно, пока не повредились другие элементы выхлопной системы, особенно катализатор, цена которого совсем другая.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector