3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое докатка – зачем нужно запасное колесо для машины

Что такое докатка – зачем нужно запасное колесо для машины

докатка

Еще один важный элемент, который может выручить в экстренной ситуации, это запасное колесо. С его помощью водитель избежит дополнительных растрат на эвакуацию транспортного средства при помощи специально оборудованного автоэвакуатора.

Рассмотрим, чем отличается классическое колесо от докатки, а также как используется запаска в случае отдельных типов автомобилей.

Что такое докатка?

Докатка это та же запаска, только в данном случае производитель позаботился об экономии пространства в багажнике машины. Это небольшое колесо, для производства которого используется сталь. Его размер подбирается в зависимости от разболтовки и диаметра используемых колес.

Иногда в докаточном колесе используются облегченные материалы, а внешне оно выглядит, как полноразмерный тип диска, установленный на оси. Но чаще всего этот диск имеет меньшую толщину, что позволяет сэкономить место в багажнике, когда колесом не пользуются.

докатка докатка докатка докатка докатка докатка докатка докатка

Какое давление должно быть в докатке

докатка

Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.

Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.

Зачем она нужна?

О необходимости запасного колеса не задумывается ни один опытный водитель. Мало приятного, когда прокололась шина, а дальнейшее передвижение невозможно из-за того, что нечем заменить испортившееся колесо. Некоторые автомобилисты в наборе инструментов держат специальный ремкомплект на случай пробоя (в народе они называются шнурки для шин). Но не всегда этот комплект может спасти.

Читайте так же:
Как узнать сумму долга по исполнительному производству?

Что такое докатка – зачем нужно запасное колесо для машины

Например, с его помощью устраняется только прокол, но порез или деформация диска в дороге никак не отремонтировать. По этой причине аварийный комплект обязательно должен включать и запаску. Замена колеса не займет много времени, конечно, если машина укомплектована домкратом.

При поломке колесо меняется на докатку, которая позволит добраться до ближайшего шиномонтажа. В некоторых ситуациях шина может полностью испортиться (автомобилист не заметил пробой, и проехал некоторое расстояние, из-за чего резину просто порезало диском), а заранее подготовленная запаска позволит беспрепятственно доехать до магазина.

Сколько можно ехать на докаточном колесе на переднем приводе

Вопрос, сколько можно ездить на докатке, интересует каждого автовладельца. Докаточное колесо требует абсолютно иного вождения, ведь свое наименование мини-запаска получила от слова «докатиться», то есть медленно доехать до шиномонтажки или гаража. Поэтому каждому интересно, сколько можно ехать на докатке? Ведь здесь речь идет о безопасности находящихся в машине.

Здесь наблюдается зависимость от привода автомобиля и на какой оси пробито автоколесо. Есть на ведущей оси, то длительный период передвижения на докаточном колесе может привести к повреждению дифференциала. На докатке присутствуют рекомендации:


Накачка запаски

  • Давление: до 6,5 атмосфер.
  • Скоростной режим: 60 км/час.
  • Расстояние (проехать, не останавливаясь): 200 км.

На переднем колесе, если останавливаться, аккуратно можно доехать до первого автосервиса, не дальше — это небезопасно.

Почему в автомобиле докатка, а не обычное колесо

Запасное колесо, а то и сразу два, раньше были непременным атрибутом внешнего вида брутальных транспортных средств первой половины 20 века.

Дорог в нашем сегодняшнем понимании почти не существовало, поэтому пробить шину было совершенно обыденным случаем. Да и сами они надёжностью не отличались. При этом шиномонтажи были редкой экзотикой.

Читайте так же:
Что делать если фара потеет изнутри?

Это интересно: 5 причин почему пори торможении скрипят тормоза

Первой стадией отхода от традиционных автомобильных ценностей начала века стали попытки куда-то спрятать запаску, чтобы не очень искажать стремительный облик автомобиля.

Таких мест оказалось неожиданно много:

  • просто положить в багажник;
  • предусмотреть в багажнике отдельный отсек, защищающий вещи от грязного колеса;
  • разместить запасное колесо под автомобилем, в его родной среде грязи и брызг;
  • спрятать его в декоративном колпаке, установленном сбоку автомобиля или на крышке багажника;
  • совсем уж неожиданно – предусмотреть место под капотом, такое решение многим сразу не понравилось, но, например, отечественная Нива использует его до сих пор.

Все эти способы натолкнули конструкторов на мысль, что так много места тратить на хранение редко используемой вещи нерационально. Пространство для пассажиров и груза с точки зрения конкурентоспособности автомобиля бесценно.

Лобовое решение – уменьшить размеры запаски или отказаться от неё вообще. Последний радикальный подход отложили на будущее, то есть сейчас уже настоящее, а вот с размерами поступили решительно. Запаска стала намного компактней и превратилась в то, что сейчас известно, как докатка.

Отличия

Внешне неполноценное запасное колесо может отличить каждый.

Разница бросается в глаза:

  • докатка заметно меньше по ширине профиля шины, его высоте, а в большинстве случаев и по наружному диаметру;
  • диск колеса выполнен штамповкой из стали, покрашен без претензий на декоративность, при этом снабжён яркой цветовой маркировкой;
  • размерность диска необычная, как правило, у него большой вылет, поскольку он должен заменять полноценное колесо, и узкое посадочное место для шины очень скромного размера, больше похожей на мотоциклетную;
  • колесо достаточно лёгкое, что помогает его извлекать и устанавливать, но не внушает доверия к его прочности.
Читайте так же:
Как подключить PS к ПК?

И не зря, поскольку скрытых отличий у докатки тоже немало:

  • такое запасное колесо дешевле в силу своей примитивности и ограниченных возможностей по применению;
  • качество шины оставляет желать лучшего, она не предназначена для долгих путешествий;
  • докатка некомфортна, в силу малых размеров давление в ней примерно вдвое выше, чем у полноценного колеса;
  • прочность тоже ограничена, здесь нет задачи преодолевать все невзгоды дорог, надо лишь дотянуть до мастерской;
  • докатку мало кто балансирует, поскольку скорость движения на ней сильно ограничена, вибраций не возникнет.

Отличия появляются даже у автомобиля, переобутого в докатку. Обычно он сильно припадает к дороге соответствующим углом кузова из-за разницы во внешнем диаметре колес.

Особенности выбора

Докатка обычно входит в заводскую комплектацию автомобиля. Но не у всех. И не всегда устраивает размер. А иногда приходится покупать запасное колесо взамен вышедшего из строя, что при таких размерах и прочности неудивительно.

Руководствоваться при покупке следует разболтовкой диска колеса в первую очередь, иначе оно просто не станет на место. Проверять надо также вылет и форму диска, возможно задевание за элементы тормозов.

Читайте также: Гидроудар двигателя, что это такое, признаки и меры предосторожности

Уменьшать габариты следует за счёт толщины колеса, то есть минимальной ширины профиля, а не внешнего диаметра. Иначе возможны большие неприятности.

Как минимум, может «сойти с ума» система ABS тормозов, которая заметит, что одно колесо вращается быстрее, чем все остальные, а вслед за ней и все прочие, построенные на базе её датчиков.

Но главной неприятностью станет быстрый износ дифференциала, если колесо установлено на ведущую ось. Он не рассчитан на постоянную работу с проскальзыванием, а если это узел с повышенным трением или самоблокированием, то разрушения вообще неминуемы.

Читайте так же:
Как перезагрузить магнитофон Kenwood?

Посадочный диаметр диска особого значения не имеет. Обычно его приобретают меньшим, чем штатные диски, чтобы максимально увеличить относительный профиль шины и получить хоть какую-то энергоёмкость пневматики.

Да и найти низкопрофильную докатку вряд ли получится, они не производятся в таких размерах. Типичная относительная высота профиля колеса составляет 90%. Можно сравнить с обыденными шинами современных автомобилей, где этот параметр в диапазоне 45-65%, с относительно редкими отклонениями в обе стороны.

Пробой колеса

О том, что колесо проколото может свидетельствовать:

  • Рыскание автомобиля по дороге.
  • Увод руля в сторону при разгоне и торможении.
  • Резкое падение давления в колесе.
  • Покачивание машины по ходу движения.

Что делать при пробое колеса

Нужно встать на обочину и произвести следующие действия:

  1. Достать из багажника и поставить на дорогу знак аварийной остановки исходя из требования правил дорожного движения.
  2. Ослабить крепления гаек на проколотом колесе.
  3. Поднять машину домкратом.
  4. Снять гайки с колеса, а потом − и само колесо.
  5. Поставить запасное колесо, зафиксировать его.
  6. Подкачать до нужного давления и начинать движение.

Движение на полноразмерном запасном колесе

Езда на таком виде пятого колеса не требует каких-либо ограничений и можно поддерживать на ходу высокую скорость. Но, если протектор или типа колеса (например летняя «запаска» при езде зимой) отличаются от тех, которые установлены на автомобиле, то нужно помнить, что в таком случае возникает дисбаланс сцепления с дорогой. Нужно тормозить плавно и не совершать резких маневров во избежание возникновения сносов.

Движение на докатке

Докатка − это своеобразная альтернатива полноразмерному запасному колесу. Она не занимает много места в багажнике и имеет небольшой вес. Протектор, размерность и ширина докатки также существенно отличаются от обычного колеса. Поэтому, начиная движение на докатке, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Ездить со скоростью не более 90 километров в час.
  • Максимально допустимое расстояние, которое можно проехать на докатке − 80 километров.
  • Нельзя совершать резкие маневры, разгоны и торможения, ибо докатка имеет маленькое пятно контакта с дорогой. Это существенно влияет на сцепление автомобиля с дорогой.
Читайте так же:
Как отключить парктроник что делать?

Итог: Полноразмерное запасное колесо намного предпочтительней докатки, особенно в дальней дороге, где шиномонтаж отсутствует на протяжении многих километров. Докатка же может сэкономить много места в багажнике и мало весит, но недостатки по расстоянию и скорости могут оказаться существенными при езде на продолжительные расстояния. Поэтому, ее лучше использовать при городской эксплуатации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector